search
main
0

Я так думаю. Владимир ЛЫСОГОРСКИЙ, преподаватель русского языка и литературы лицея гуманитарных наук г. Саратова, учитель года Саратовской области-2005

Какова роль учителя литературы в современной школе? У одного из сербских писателей есть фраза: «Счастливчик тот, кто любил хоть однажды хотя бы книгу, если не собаку и кошку, хотя бы писателя, если не свою жену». Понятно, что эти слова произнесены иронически, но в них есть доля истины. Действительно, преподаватель литературы должен помочь ребенку полюбить книгу, полюбить писателя, и тогда через эту любовь ученик раскроет свою душу. Мне кажется, что задача учителя литературы этим не ограничивается. Я вспоминаю старинные фотографии, на которых люди с иными, чем у нас, выражениями лиц. На фото моей прабабушки, выпускницы женской Покровской гимназии, на лицах учителей, и директора, и учеников особая печать внутреннего достоинства, уважения к себе и в то же время открытости.

Это чувство Александр Сергеевич Пушкин описал в очень краткой формуле «Самостояние человека – залог величия его». Что такое самостояние? Мне кажется, это способность мыслящего человека определять свой путь в жизни, находить себя в обществе и в своей стране. По сути дела, преподаватель литературы должен помочь ученику стать самостоятельным человеком, обрести то внутреннее благородство, достоинство, которого нам сейчас, к сожалению, не хватает. В этом смысле педагог ответственен за своих детей перед родителями, перед страной, в которой они будут жить и работать. Здесь возникает еще один интересный аспект преподавания литературы: когда открываю учебники, изданные до революции, я вижу, что там значительное место занимает древнерусская литература, причем литература духовная. Именно этот пласт текстов помогал ученику воспитываться на незыблемых нравственных ценностях. Сейчас, к сожалению, эти тексты из программ по литературе исчезли. Благо, изучается «Слово о полку Игореве», жанр жития, но все-таки в сокращенном варианте. Это не значит, что учитель литературы должен на своих уроках проводить религиозную пропаганду, он просто обязан говорить детям о том, что есть ценности, помогающие человеку оставаться человеком. У Пушкина есть такая фраза: «…Вмиг обретают сердца пищу / Любовь к отеческим гробам, / Любовь к родному пепелищу». Самое интересно, что Пушкин говорит о любви к родному пепелищу. Современные молодые люди не всегда могут понять, как можно любить то государство, которое ничего им не дает, как можно любить ту страну, в которой человек чувствует себя неуютно?! В моем классе одна девочка уезжала на учебу в английский колледж, все дети ее поздравляли, все радовались за нее, говорили, что дай Бог ей там остаться. Я думаю, что это ненормальная ситуация. Задача учителя литературы – внушить детям, что русская культура, русская литература, русское слово и русская душа богаты и неповторимы и поэтому должны цениться. И все же преподаватель литературы – счастливый человек, потому что он может общаться с детьми через необычайный вид искусства – через словесность. Я счастлив, если мои дети все-таки станут не только любить книгу, литературу, творчество писателя, но и будут любить свою страну, верить в то, что, как в сказке, добро сильнее зла и что хорошие люди всегда будут цениться больше, чем непорядочные.

lgn@bk.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте