Каким я вижу преподавание русского языка? Я пришел к мысли о том, что преподавать русский язык следует, опираясь на опыт других языковых систем. Таким образом можно действительно сформировать языковое мышление человека, способного мыслить нестандартно. Привлекательно, конечно, использовать для этого английский язык, который многие дети изучают в школе. Но я использую на своих уроках не только английский, но и латынь, немецкий, старославянский, древнерусский языки, а также в некоторых случаях и другие языковые системы, разумеется, не на уровне знания, а на уровне пользования. Таким образом ребенок приобщается к опыту серьезной научной работы и получает возможность развить собственные творческие и исследовательские возможности. Я сейчас работаю преимущественно с классами среднего звена. На мой взгляд, это самый интересный возраст, активный и непосредственный. Детям нетрудно выполнять мои задания, они с удовольствием участвуют в экспериментах.
Ребятам на уроках интересно, больше того, они пытаются, изучая английский язык со второго класса, применять собственные знания на практике. Например, при изучении отрицательных местоимений ребята самостоятельно сформулировали правило, как применять двойное отрицание для того, чтобы понять аналогичное явление в русском языке. Я понимаю, что такое построение уроков русского языка должно вызывать удивление окружающих. Но в моей гимназии коллеги относятся к этому спокойно, их это не удивляет, потому что опыт моей работы очень невелик. Я молодой педагог, работаю всего лишь три года и в этом направлении тружусь всего второй год. Еще не все коллеги успели узнать о том, что я делаю. А тот, кто узнал о моей работе, прежде всего видит возможность установления межпредметных связей и то, что у детей в результате пробуждается повышенный интерес к уроку. Ведь действительно очень сложно заставить ребенка работать с использованием словаря и делать это по собственному желанию, а не потому, что такова воля учителя. У каждого ученика теперь есть «Этимологический словарь» Шанского и Боброва, с которым дети работают с удовольствием, узнавая и историю слов, кажущихся нам давно известными, привычными, и историю топонимов. Когда я рассказываю о своей педагогической работе, меня спрашивают: это тема вашей диссертации? Диccертацию я действительно пишу, но совсем на другую, не менее интересную тему: «Тенденции современного образования с учетом влияния транснациональных корпораций». Я изучаю проблему создания институтов крупнейшими фирмами, крупнейшими производителями бытовой, электронной техники. Цель моей научной работы – посмотреть, как при этом будут изменяться тенденции развития мировой образовательной системы в целом. Так что наука – одно, а мой педагогический опыт работы – другое.
Комментарии