В России большой резонанс вызвала программа «Информатизация образования». Но пока мы, педагоги, – белые чистые листки, на которых предстоит написать историю нашего вхождения в мир компьютерных технологий. Мы должны признать, что еще не в полной мере овладели информационными технологиями. Многие из нас используют компьютер как пишущую машинку, и надо честно признаться, что на большее мы пока не способны. Для того чтобы просто заниматься набором текста, не нужно особого умения, но и компьютер не нужен – он требуется лишь тогда, когда ты хочешь с ним работать. Знание информационных технологий необходимо во время подготовки к уроку. Учителю не надо тратить время и силы на рутинные операции, компьютер за него наберет задания для самостоятельной работы учеников, проанализирует данные тестов, составит таблицы.
Но, несмотря на всеобщую компьютеризацию школ, компьютер не стал инструментом, выполняющим повседневные задачи учителя. Почему сложилась такая ситуация? У меня есть личная программа «Учитель», с помощью которой я оперативно могу анализировать результаты тестового контроля знаний учащихся. Когда несколько лет назад искала подобную программу, чтобы ей воспользоваться, я ее просто не нашла, и поэтому пришлось самой взяться за разработку такой программы. То есть сдерживающим фактором использования компьютера становится то, что нет продуманных программ, которые позволяют автоматизировать ежедневную работу учителя. Но без нужного программного обеспечения компьютер становится просто современным элементом интерьера, не больше. Сделать можно многое, но нет сегодня нужных бесплатных программ, которые позволили бы компьютеризировать учебный процесс. Для успешного использования информационных технологий учителю необходим компьютер не только в школе, но и дома. Только когда компьютер встанет в квартире или доме учителя в одном ряду с телевизором, холодильником, работа педагога станет легче и интересней. Это потребует средств, но их затратить стоит. Нынче в каждом офисе, у каждого продавца, бухгалтера есть компьютер, а у учителя, который учит будущих экономистов и бухгалтеров, его нет. Между тем, интеллектуальный труд и информация станут основным товаром в будущем постиндустриальном обществе. Применение информационных технологий в бизнесе уже сегодня становится обязательным атрибутом успешного развития. Предприятиям будущего потребуются грамотные специалисты, информационные технологии войдут в нашу повседневную жизнь, уже сегодня создаются в крупных городах «интеллектуальные дома», управляемые компьютерами. Сегодня даже продаются холодильники с подключением к интернету. Сколько мобильных телефонов было пять лет назад? Сегодня такие телефоны есть практически у каждого ребенка. Сколько компьютеров было пять лет назад? Сегодня, по опросам в моей школе, расположенной в маленьком поселке, 40% учащихся имеют дома компьютеры. Когда я спросила на областном конкурсе «Учитель года», кто имеет компьютер дома, из 22 участников только шесть ответили утвердительно. Много ли заданий с использованием информационных технологий дают учителя своим ученикам? Немного. Чаще всего ребят учат по старинке, и большинство учеников воспринимает компьютер как игровую приставку. Мы не приучаем детей пользоваться им как важным инструментом в работе. В результате, закончив школу, ребята должны переучиваться, приучать себя работать по-новому. Хорошо, если в вузах им дадут нужные навыки, а если нет? Ведь и там такие же проблемы, как и в школе. К сожалению, о специальных предметных программах, которые уже есть в школьном кабинете информатики или в школьной библиотеке, чаще всего учителя-предметники не знают, не пользуются ими. Сегодня большой вопрос: сможет ли учитель без компьютера подготовить своих учеников к будущему?
cidt@mail.ru
Комментарии