1992 год. Соль, мыло, спички по талонам. В магазинах очереди, детские сады закрываются… Все реже можно увидеть на улице молодую маму с коляской. Выпускники школ, не желая «грызть гранит науки», устремляются в ларьки, торговые палатки зарабатывать деньги на «красивую жизнь». Образование, а вместе с ним и учительская профессия вдруг стали непрестижными. Уже потом, в учебниках истории, это время назовут периодом «политической нестабильности, ухудшения экономического положения, духовного кризиса в обществе».
Большинство моих однокурсников, вчерашних студентов истфака, уходили в прокуратуру, милицию, становились чиновниками. Но были и те, кто пошел в школу. Я тоже могла быть юристом, сотрудником архива или музея, но стала учителем.
Как много парадных слов уже сказано о нелегком учительском труде, сколько сложено стихов об Учителе с большой буквы, сколько теплых песен спето о первой учительнице, сколько раз с «высоких трибун» мы слышали о необходимости «поднять авторитет учителя и престиж профессии». Конечно, есть учителя замечательные, а есть и не очень. Но в любом случае учитель – скульптор, только его шедевры не встретишь на выставке. Он врач, но его пациенты редко благодарят за лечение и далеко не всегда хотят лечиться.
А что думают о нас наши ученики? Городской конкурс «Учитель года». 11-й класс. Тема урока – «Социальная структура современного общества». Мы вместе пытаемся построить модель современного общества. И дети ставят учителя в одну из нижних страт, «чуть выше бомжа». Полное замешательство, обида, недоумение среди присутствующих. Да, «небогатый учитель» – своего рода общественная оценка роли и места педагога. Казалось бы, дайте учителю достойную зарплату – и все изменится, но думается, что уже сегодня мы сами можем многое сделать для того, чтобы нас перестали противопоставлять обществу.
Слава богу, сегодня образование снова в моде. Само время дает учителю шанс, его нельзя упустить! Но нельзя забывать, что по прошествии каждых 10 лет 100% наших нынешних знаний будут составлять лишь 10%. Уже сегодня успешны те, кто способен быстро реагировать на происходящие изменения, умеет устанавливать контакты, «наводить мосты». А что предлагает школа? Обязательный минимум, государственные стандарты, учебники, в которых есть ответы на все вопросы. Нет! Необходимо «научить ловить рыбу», а не кормить впрок. Мало прописать в государственных документах, что «главная задача школы – развитие личности, ее познавательных способностей», это должно стать убеждением, внутренней потребностью каждого педагога. Тогда и нас перестанут считать отставшими от жизни неудачниками. Учитель обязан чувствовать время, а, возможно, и идти впереди него.
История знает множество примеров, когда обществу, нации, человечеству помогала выжить идея. А какова идея нашей школы? Исчезли пионерские, комсомольские организации, что мы предложили взамен? Ведь дети по природе своей романтики, вот и ищут они своих кумиров, предлагают свой стиль поведения, шокируют внешним видом, поступками. Сегодня много говорят о необходимости формирования нового поколения россиян, гражданственности, патриотизма, ответственности, инициативности, духовности, толерантности. Вопрос – как? Уверена, воспитывать можно только на собственном примере. Нельзя быть социально пассивным, а требовать от учеников активной гражданской позиции, нельзя воспитывать духовно богатую личность, не читая книг, не бывая на театральных премьерах, нельзя, ругая страну, воспитывать патриотов. Поистине, труд учителя сравним с движением по лезвию бритвы, так трудно удержаться.
Одно радует, среди моих сегодняшних выпускников есть такие, кто хочет стать учителем. А значит, есть будущее у школы и общества.
Петрозаводск
Комментарии