Общеизвестно, что проблемы сельской школы всем уже набили оскомину. «Село давно не привлекает горожан, даже романтиков. Безработица, пьянство, развал традиционного уклада, семьи, хозяйств, а отсюда – низкая рождаемость, высокий уровень миграции, вымирание деревень…» Эти слова я прочитала недавно в одном из журналов. Испугала возникшая при этом мысль: ведь никому не нужна деревня с ее проблемами, никто не хочет их решать. А как же дети, школа? Как же наша история? Меня волнует то, что сельская школа (а я работаю в маленькой сельской школе, где 250 учеников) испытывает огромную нехватку педагогических кадров. На протяжении нескольких лет у нас не было учителя физики, а математику преподавала я одна. Уже не говорю об учителях музыки и других специалистах, которые, как мне кажется, для детей не менее важны, чем физики и математики. У нас занятия по музыке ведет выпускник культпросветучилища, наши ребята фортепиано практически не видели, о музыке судят постольку поскольку.
Кроме закрытия школы, ее перепрофилирования или реструктуризации никто никаких других советов по выходу из положения не дает, но разве это правильно?! Наши выпускники поступают учиться в педагогические университеты, но на работу в село не возвращаются. Понять ребят можно – деньги платят мизерные, и жизнь тут не сахар. Когда мы в школе обсуждаем, что делать, то поддерживаем планы Министерства образования и науки РФ ввести отработку (может быть, слово плохое, но точное) в течение нескольких лет после окончания педвуза в сельских школах для тех специалистов, что были обучены за счет госбюджета. Если тебя направили из сельской местности в педагогический вуз, если тебя приняли почти без экзаменов, в ответ отплати работой за ту поддержку, которую тебе оказало государство. При этом не хотела бы, чтобы выпускников педвузов считали неблагодарными людьми. Ведь во многом ситуацию определяет низкая зарплата, кроме того, на селе сегодня нет никаких культурных центров, нет нормального жилья, и выпускников чисто по-человечески жаль. Вернется парень в село, может быть, родители ему дом построят, а вот что делать с семьей? Жена из города в село не поедет, в селе найти невесту трудно: в глухих деревеньках все жители – родственники. Пресловутый ЕГЭ затеяли, говоря, что начинают его, чтобы помочь сельским ребятам поступать в столичные вузы. Сегодня ЕГЭ стал реальностью, более того, учителя, родители и дети относятся к нему как к данности, а потому вынуждены приспосабливаться, чтобы не жить во время экзаменов в постоянном стрессовом состоянии. Наша школа находится в 100 километрах от районного центра, где как раз и расположен ближайший и единственный в районе пункт проведения ЕГЭ. Для того чтобы туда попасть к началу экзамена, ученик 11-го класса должен проснуться утром в 4 часа 30 минут, пройти до автобуса от двух до пяти километров пешком (автобус отправляется в 6 часов утра), ехать в нем два с половиной часа. Какие знания может показать вымотанный человек и как оценят работу его учителя по результатам сдачи госэкзамена?! Впрочем, после таких испытаний – от одного до пяти раз, никакие экзамены уже не страшны!
Изначально русский человек – человек земли, крестьянин. Стоит ли забывать об этих корнях?! Не оттого ли все наши беды, что с каждым днем все больше и больше на Руси «неперспективных деревень»? Их объявляют таковыми, расписываясь в своем бессилии, но мы должны прекратить это, сохранить школу, а значит, и села на земле Российской.
Комментарии