Мир полон тайн, загадок, и каждая – за закрытой дверью. Я сознаю, что моя роль – хоть немного приоткрывать эти двери, но при этом важно помнить, что мир, подобно Скупому рыцарю, не откроет своих тайн тому, у кого замкнуто сердце. Перед учителем стоит главная задача – найти ключики к этому удивительному миру, чтобы детская душа распахнулась и волшебной, удивительной птицей вылетела в этот мир, полный чудесных красок, чарующих звуков и при этом не поранила своих, пока еще не окрепших крыльев. Верно подмечено, что слово «учитель» имеет два значения. В широком смысле это человек, который обладает высоким авторитетом, образованный, грамотный, оказывающий огромное эмоциональное и нравственное воздействие на душу ребенка. В узком – это преподаватель, педагог, который открывает ребенку дорогу в мир знаний. Еще древние, обучая детей, изготавливали буквы в виде сухариков, съедая которые ребенок осваивал грамоту. Сухарик-буква был для него маленькой наградой. У современного учителя тоже много различных методов, приемов, позволяющих сделать обучение интересным: это поражающие воображение исторические факты и события.
Это эмоциональность и яркость преподавания, и активные методы обучения, и элементы соревнования и игры. Но я убеждена, что секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах, в напряженном романтическом полете в страну Знаний. Чувствуя свой успех, ребенок распахивает свое сердце. Это основа взаимоотношений между учителем и учеником. А что если ребенок не достигает успеха, как тут быть? Тут можно обратиться к современной педагогике, там тоже много приемов, средств, которые позволяют создать ситуацию успеха. Это и опыт Софьи Николаевны Лысенковой, Шалвы Александровича Амонашвили. Например, опора на сильные стороны ученика, предоставление ему большей самостоятельности и свободы выбора, это, несомненно, дифференцированный подход в обучении и, конечно, различные упражнения как репродуктивного, так и творческого характера. Но самое главное – вера в возможности и способности ученика, именно она заставляет нас бороться, не терять оптимизма и находить самые эффективные пути, ведущие ребенка к успеху. Ребенку можно многое объяснить, только бы объясняющий сам хорошо представлял то, о чем хочет рассказать. Так что второй путь к сердцу ребенка – это знания учителя. Именно мастерство – тропинка к детскому сердцу, и все мы хорошо знаем, как хочется учиться у знающего педагога, настоящего мастера. Но мастерство ничто, если нет педагогического такта, сколько бывает случаев, когда неосторожным, невнимательным отношением к личности ребенка мы напрочь отбиваем у него интерес к учению. Слово учителя должно быть живым, человечным, добрым, искренним, честным, взволнованным. Вопрос лишь в том, умеем ли мы находить такое слово?
Комментарии