Меня, человека искусства, работающего в школе, очень беспокоит проблема утраты нравственных ценностей в нашем обществе. К сожалению, сегодня это уже очевидность, с которой приходится считаться. Развитие образного мышления и сопутствующее этому духовное развитие не могут не отразиться на подрастающем поколении. Человек должен развиваться в соответствии со своей природосообразностью. Но мне кажется, что в нашей системе образования идет перекос в сторону логического мышления. Предметы искусства стоят как-то особняком, отделены от всей остальной учебной программы.
А ведь уроки изобразительного искусства трудно переоценить: идя путями множественных противоречий, юный художник наносит некие контуры мира, подобные первым шагам в жизни, потом стирает их под влиянием разочарований, затем снова пытается освоить белое поле листа в очередной стадии становления жизни. В конце концов, приходя к заветному образу, ребенок находит гармонию с самим собой, гармонию с окружающим миром. Поэтому сегодня хотелось бы поговорить о том, почему наше культурное литературное наследие (ни в коем случае не вдаваясь в сопоставление и не создавая иерархию видов искусства) преподается четыре-пять часов в неделю, а изо – всего час. Ведь изучение произведений Репина, Сурикова так же важно, как и изучение литературных произведений классиков. На уроках МХК мне приходится заниматься интеграцией предметов, а на уроках изо – использовать межпредметные ходы, чтобы мои ученики могли познавать прекрасное в визуальных, слуховых и осязательных ощущениях. Сегодня наша главная задача – противостоять бездуховности. Служители муз должны встать на защиту подрастающего поколения. Не случайно академик Дмитрий Лихачев так часто говорил: цените детство, оно никогда не изменится потом, и те приоритетные ценности, которые заложены в раннем возрасте, будут сопровождать человека всю оставшуюся жизнь. Я считаю очень важным начинать формирование личности с истоков культуры своего народа, с культуры своей малой родины. На своих уроках я занимаюсь с ребятами краеведением. Мы ходим в походы, занимаемся раскопками, создаем спектакли, ведем съемки, выполняем художественные работы. В этом смысле трудно не согласиться с Николаем Бердяевым, который говорил: «Стержень культуры – религия». Разговор идет не о том, что все должны обязательно стать верующими. Просто беседы детей с верующими людьми могут многое объяснить, приобщить подрастающее поколение к извечным ценностям, передать им исторический опыт. Когда я обращаюсь сам за опытом, за историческими знаниями к старшему поколению, я вижу, как, например, сильно в нем уважение ко всем людям независимо от возраста. Рассказывая о человеке, который отлил колокол, висящий на звоннице, пожилые люди называют его по имени-отчеству, и в этом видны ценности того воспитания, которое они когда-то получили от своих родителей, духовных наставников. Актер и кинорежиссер Сергей Бондарчук считал, что русское искусство всегда было сильно своими национальными корнями и, если они обрываются, возникает «ничейная земля», вторгаются чужеродные силы, которые способны его уничтожить. Мы должны этому противостоять. Нужно вести наших учеников по дороге знаний, образного восприятия действительности, чтобы юный гражданин осознавал значимость собственных устремлений во благо нашей Родины.
Комментарии