В программе восстановления образовательной системы Чечни выделена основная задача: приведение ее в соответствие с реальными потребностями населения республики, перспективами развития промышленности, сельскохозяйственного комплекса и социальной сферы.
Выпускника чеченской школы хочется видеть трудоспособным, жизнестойким, свободно говорящим по-чеченски, по-русски и по-английски. Не говоря о том, что его знания школьных предметов должны быть глубокими и прочными, такими же, как у его сверстников по всей России.
Мне очень важно мнение моих ребят, поэтому часто провожу «социальные анкетирования» среди старшеклассников. Так, на вопрос «Как совершенствовать школу?» я получил такие ответы:
– надо сделать процесс учебы более привлекательным,
– осуществлять дифференциацию обучения,
– стремиться выдерживать образовательный стандарт как необходимый минимум.
В ближайшие 10-15 лет все инфрастуктуры, включая народное образование, будут по-моему, развиваться обособленно. Выпускники наших школ, хотя и имеют право на образование в любом вузе, но не могут изменить лица кавказской национальности. К тому же наши дети нуждаются в психолого-социальной адаптации и укреплении физического здоровья.
Надо учесть и то, что Чечня развивается в информационной блокаде, телевидение, которое для обычных россиян – повседневная реальность, для нас – праздник и редкое чудо. Но и оно несовершенно: сегодня на ребенка обрушивается шквал информации, несущей ложь, пропагандируют насилие, зло, навешивают дешевые ярлыки. Это приводит к опустошению и озлоблению детских душ. Может быть, только лет через 50, в пору мира и полной демократии, мы перестанем чувствовать себя социально и духовно ущемленными.
Последние десятилетия в России характеризуются прежде всего как период активных социальных преобразований, которые находили и находят свое отражение и в тенденциях развития образования . Одна из них, увы, печальна – фактический отказ от воспитательного компонента работы школы и признание приоритетности обучения. Но сегодня разочарование в политических и социальных реформах заставило вспомнить и о воспитании. Организованная преступность, наркомания, воинствующая бездуховность – это и многое другое свидетельствует о глубоком кризисе общественного и семейного образования и воспитания. Растет число подростков, не решивших для себя проблему профессионального самоопределения, не знающих, чем заняться, не выбравших жизненную цель.
«Это страшное дело, когда человеку некуда идти»,- восклицает герой Ф.М. Достоевского Мармеладов, сломленный, отчаявшийся и обреченный. Мы в Чечне за последние 10 лет становились свидетелями того, как уходили в небытие подростки, спасаясь от безысходности, нищеты и неопределенности.
«Белую работу делает белый, черную работу – черный…» Несчастные дети, лишенные элементарной возможности получить школьное образование, воровали, грабили, похищали людей, пытались купить собственное счастье ценой чужих жизней. Школы – одинокие островки человечности, пытались и в этих условиях выполнять свою миссию. «Вы – не волки, вы – люди, – внушали мы своим питомцам,- только образованные по-настоящему свободны…»
Комментарии