Мы сегодня все заняты, наверное, одним и тем же: реализацией национального проекта «Образование». Что волнует? Рассмотрели последний пакет документов, который пришел недавно, и находимся в растерянности, потому что очень много документов и нет никакого инструментария, с помощью которого можно было бы анализировать работу учителей. Такая же растерянность и у администраций наших школ: готовили материалы до того по старым указаниям, а теперь оказалось, что все не так. Наша школа, кстати, тоже сама себя выдвинула на конкурс, что в нашем регионе не возбраняется, более того, нам предложили это сделать. Нашу заявку сложно назвать заявкой, скорее всего, это анализ работы за последние пять лет. Ничего необычного там нет, это рассказ о том, что мы сделали, об учебной и внеклассной деятельности. Отметили, что я участвовала в краевом и российском конкурсе «Учитель года-2005». Школа, как я понимаю, этим гордится. Но это вовсе не значит, что я могу войти в список тех 10 тысяч учителей, которых поощрят в рамках национального проекта. Многие учителя со стажем считают, что победы на краевом конкурсе для этого недостаточно.
Они уверены, что конкурс – всего лишь удовлетворение личных амбиций. Я с этим не согласна, потому что на российском конкурсе представляла свой регион, а на краевом и российском – свою гимназию. Это ведь означало, что моя гимназия создает условия для молодых учителей, способствует профессиональному росту своих педагогов, для школы – это большое, значимое событие. Осенью нашей гимназии исполнится 70 лет. За все эти годы моя победа была второй победой представителя нашего коллектива в краевом конкурсе. Некоторые педагоги и управленцы считают, что наш конкурс «Учитель года» в большей степени игра, шоу, не имея представления, насколько это трудное, профессиональное соперничество педагогов. Неправильно думать, что кому-то в этом конкурсе просто выпадает счастливый номер. На самом деле это тяжелый труд, когда состязаются учителя с самым разным опытом, стажем, подготовкой, мастерством. Мне, честно говоря, непонятна сегодняшняя позиция некоторых управленцев, полагающих, что теперь на конкурс нужно отбирать только тех, кто в рейтинге национального проекта займет верхние строчки. Наверное, конкурс им не дорог, они его не учреждали и не придумывали, не проходили вместе с конкурсом шестнадцатилетний путь проб, ошибок, открытий, становления. Очевидно, предлагая такие скоропалительные решения, чиновники не отдают себе отчет в том, что тем самым могут конкурс погубить. В национальном проекте приоритет отдается общественным организациям, но, судя по всему, «Учительскую газету», которая конкурс придумала и учредила самой первой, никто и не спросил, считает ли она такое решение уместным. Понятно, что у «Учительской газеты» нет таких миллионов, чтобы в одиночку проводить конкурс, но все же, наверное, с мнением такого уважаемого издания нужно считаться. Не должен национальный проект погубить национальный конкурс! Тем более что год от года в нем принимает участие все больше педагогической молодежи. Учителю-стажисту часто в соревнование вступать не хочется, ведь он считает, что все в этой жизни и в профессиональной работе всем доказал. Так и на самом деле. Кстати, по критериям национального проекта фактически «разложили на элементы» профессию учителя, а ведь нельзя быть одинаково лучшим по всем направлениям работы. Критериев много, они разноплановые, не найдется, думаю, такого учителя, который бы соответствовал всем. Если ты занимаешься олимпиадами, то это отдельное большое направление, которое захватывает тебя всю, занимает все твое время. Если ты занимаешься с увлечением внеклассной работой, то тут та же ситуация. Сегодня все мои коллеги сходятся во мнении, что в критериях охвачен слишком большой спектр, по ним нельзя однозначно определить, лучший это учитель или нет. Очень трудно собирать отзывы о своей работе – большего унижения придумать трудно, особенно для учителей со стажем.
Комментарии