Я – учитель технологии. Возможно, кому-то этот предмет не кажется главным. Но, на мой взгляд, он – особенный, потому что связан с жизнью, воспитывает у ребят аналитические способности, толерантность, проектное мышление, социально-трудовую компетентность, способность к самообучению. По большому счету именно технология, имеющая отношение к деятельности людей по производству материальных и нематериальных ценностей, воспитывает общественно ценные мотивы выбора профессии и трудолюбия, помогает приобретению опыта самостоятельной практической деятельности, содействует развитию технологического мышления, творческого отношения к действительности, проявлению индивидуальности у каждого ученика. Моя задача – создать такую ситуацию, при которой ребенок захочет сделать что-то такое, что ему интересно.
Урок начинается с того, что я показываю ребятам фотографии изделий, сделанных их ровесниками в предыдущие годы. Глаза учеников, как правило, загораются, у них появляется желание создать что-то подобное и уверенность, что это у них получится. Но тут же ребята оказываются на распутье: им нужно выбрать, какое изделие выполнить, в этот момент моя задача – дать им всю необходимую информацию, подобрать нужную литературу (в классе есть хорошая библиотека), подсказать, как приступить к работе. Для ребят это интересно, для меня сложно, потому что идет индивидуальная работа, легче было бы, если бы весь класс одновременно выполнял одно и то же задание. Но зато ученики работают самостоятельно, выбирают то изделие, которое доставит им радость. Чтобы они справились, я использую лекции, экскурсии, творческие дискуссии, подбираю иллюстрации, провожу лабораторные и практические занятия, приглашаю специалистов разных профессий. Мои ученики не отказываются от домашних заданий, хотя, конечно, у них хватает заданий по другим предметам. Но при выполнении моих заданий они чувствуют себя умелыми, творческими людьми. Самое интересное – это оценка готовых работ. Конечно, я выставляю оценки в журнал, но не это главное. Мы приглашаем всю школу на выставку готовых работ, на показ сшитых изделий. Вот тогда главную оценку выставляют одноклассники и ученики других классов. Отличником тут может стать тот, кто не блещет по другим предметам, и это удивляет учителей. Удивляет и заставляет задуматься, а так ли выстроены их отношения с этими ребятами, а все ли использовано для того, чтобы и на других уроках раскрылись их способности и таланты. Вообще удивляться есть чему. Сегодня все чаще говорят о раздельном обучении мальчиков и девочек, а у меня в старших классах на уроках технологии, наоборот, они работают вместе. Я предлагаю им в начале года два варианта программ, одна включает рукоделие, другая – нет. Ребята сами выбирают, по какой программе будут обучаться, и только один раз выбор был сделан в пользу второй программы. Обычно и мальчики, и девочки выбирают рукоделие, мальчишки отлично вяжут и спицами, и крючком. Мальчишки и девчонки с удовольствием пекут пироги, шьют и вышивают, приобретают навыки дизайнеров. Все это им пригодится. Не случайно выпускники школ часто забегают «на огонек», приносят рукоделие, ставшее увлечением, торты, собственноручно испеченные, а потому особенно вкусные. Это уже оценка, выставленная мне, значит, сумела, выучила, воспитала творческое отношение к делу. С классом, где я становлюсь классным руководителем, мы обычно выпускаем свой журнал «Сам себе редактор», который с удовольствием читает вся школа. А как же! Ведь в журнале есть и фотографии, и результаты опросов, и рисунки, и информация о проведенных дискуссиях и диспутах. Но самое главное – от начала до конца он сделан самими ребятами, которые становятся журналистами, фотокорами, редакторами и выбирают только интересные им темы, обсуждают самые актуальные проблемы.
egorova-nat@mail.ru
Комментарии