search
main
0

Я так думаю. Любовь ШУМОВА, учитель биологии Республиканской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учитель года Республики Тува-2005

Я работаю в своей школе уже 33 года. Сегодня у нас 310 воспитанников, из них 79 – полные сироты, остальные – дети, оставшиеся без попечения родителей, – «социальные сироты». Практически все наши ребята социально и педагогически запущенные, но даже не в этом главная проблема. Дело в том, что только 13% – русские, остальные – тувинцы. Они, как правило, приезжают в школу из национальных кожуунов (районов) и по-русски вообще не говорят. Мало того, они и родной язык толком не знают. В этом году, например, в интернате 24 новичка, требующих коррекционно-компенсирующего сопровождения, и 55 детей с серьезными речевыми проблемами.

Заинтересовать таких детей, увлечь учебой крайне тяжело. Но еще Шалва Амонашвили определил мою задачу: «…возвращать детство тем, кто в семье лишен его», поэтому стараюсь решать эту проблему с помощью всевозможных нестандартных форм обучения. Прежде всего, думаю, необходимо обращаться к национальным традициям, которые близки и понятны детям. Например, есть в культуре тувинского народа три основных понятия – чонум (земля), черим (народ), чуртум (моя родина). Тут исконно обожествляется все, что создано природой – камни, деревья, вода, степь, лес. Поэтому стараюсь формировать познавательную активность и развивать творческое мышление детей через возрождение интереса к своей малой родине, к обычаям, традициям, культуре, через систематическое экологическое образование и воспитание. Мой кабинет стал своеобразной мастерской, где все создано вместе с детьми, где собраны 52 вида комнатных цветов, гербарии. Это целый музей, который позволяет весьма неформально приобщить ребят к экологической работе. Еще у нас свой собственный пришкольный участок, где дети учатся сажать овощи и цветы, правильно ухаживать за ними. Цветы все лето украшают школу, из ранета варим варенье и компоты, а овощи сдаем в школьную столовую и, к примеру, собственного картофеля нам хватает потом на всю зиму. Работа на участке трудна, но дети не отлынивают, потому что видят результат.

Я учу своих детей делать открытия, это очень важно, потому что помогает развивать те способности, которые даны каждому от рождения. Просто у одних они с годами пропадают, «затухают», не получая должной «подпитки», а другим позволяют открывать в себе талант. Важно просто изначально определить ту область, в которой этот талант может открыться и развиться. Я думаю, что школа должна стать своеобразной лабораторией, в которой ученик может творить и создавать, пусть не для всего человечества, а лишь для себя. Именно поэтому постоянно ищу возможности для вовлечения своих учеников в исследовательскую работу. Природа нашей республики щедра к исследователям, она помогает тем, кто, не жалея сил, стремится проникнуть в ее тайны. Каждое лето мы выезжаем в экспедицию в тувинские степи. Все участники экспедиции получают собственные задания для проведения мониторинговых исследований. По результатам экспедиций мы проводим научно-практические конференции в нашей школе, участвуем в Республиканской конференции юных исследователей природы, где мои ученики постоянно занимают призовые места. Например, Зита Тулуш заняла первое место в секции «Ботаника и физиология растений», Айдын Ховалыг – третье место в секции «Зоология и экология животных», Сайзана Чомужук трижды участвовала в программе «Шаг в будущее» с циклом работ по физиологии степных растений, получала специальные призы, становилась лауреатом и дипломантом с присуждением единовременной стипендии. Сайзану без вступительных экзаменов зачислили в наш государственный университет на факультет «Биология и экология», но даже став студенткой, она продолжает работать с нами.

Кызыл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте