search
main
0

Я так думаю. Ирина ВОЛОВА, учитель экономики и истории СОШ №6 города Новодвинска, учитель года Архангельской области-2005

Я преподаю в шестом классе историю, а с пятого по одиннадцатый – экономику. Учителей истории в школе много, раньше истории было по три часа в неделю, теперь по два. Не говорю, что это плохо, проблема в другом: часы сократили, а объем материала остался прежним. Ладно, учитель может сократить программу, но где учебники, по которым он может работать в новых условиях?! В прошлом году ушел мой одиннадцатый класс, и я взяла классное руководство в нынешнем шестом классе. Сегодня больше всего меня волнует, какие оценки получат мои ученики от шестого до выпускного класса. Может быть, это и не такая уж большая проблема, но то, что для нас не главное, для ребенка часто оказывается жизненно определяющим. Я хочу, чтобы мои дети успешно закончили учебный год, чтобы оценки были выставлены справедливо. Это значит, занимаюсь с ребенком снова и снова, чтобы у ученика не создалось впечатление, что хорошую оценку ему поставили просто так. Я часто задаю себе вопрос: почему оценки у ребенка ниже, чем должны были бы быть по его способностям?

Причина в работе начальной школы. Хорошо учится ребенок, у которого еще с начальной школы есть некая система занятий, когда он знает, как их получить. Если в начальной школе у ребенка не выработана такая система, то в среднем звене никакая зубрежка, никакие усилия родителей не помогут. Но не нужно думать, что я плохо отношусь к работе моих коллег из начальной школы. Они работают так самоотверженно, что я готова им в пояс поклониться. Приходят 25 малышей, которых нужно многому научить. Учитель хочет сделать как лучше, но делает порой то, что не должен делать. Начальная школа очень часто заменяет ребенку родителей – здесь и дневник с ребенком заполнят, и домашнее задание выполнят. В результате семья оказывается в стороне. А когда ребенок приходит в пятый класс, родители вдруг понимают, что с ним нужно дома заниматься, делать уроки, но они к этому не готовы. Если в пятом-шестом ребенок еще старается учиться, то к седьмому у него уже старания маловато, и, к сожалению, я вижу это каждый год в конце мая. Мы регулярно встречаемся с учителями начальной школы, но они очень болезненно относятся к подобным словам. Что бы мы ни говорили, учитель начальной школы – «мать» своим ученикам и никогда не даст их в обиду. Его задача – выпустить ребенка из четвертого класса с определенной базой данных. Ребенок умеет читать, писать, знает таблицу умножения, основные правила правописания, основы истории. Но он не умеет работать самостоятельно, в основном это проблема, которая мешает ребенку успешно учиться дальше. Особенно мне обидно за продленку: хорошее дело, там и накормят, и научат, и займут, и проследят, чтобы был готов к урокам на следующий день. Но где родители ребенка? Они, как правило, и тут в процессе воспитания не участвуют. Сегодня много говорят, что ребенка нужно готовить к школе с пяти лет в детском саду. Может ли предшкольное обучение помочь ребенку учиться и в начальной, и в средней школе? Думаю, может. Ребята приходят в первый класс с определенными рекомендациями от врачей, от психологов. В теперешнем моем шестом классе сразу выделилась группа в шесть ребят, которые не очень хорошо успевают. Я и с родителями контактирую, и на уроке работаю, но ничего не меняется. Потом выяснила, что все они – домашние дети, все пришли неготовыми к школе, поскольку по разным причинам не посещали детский сад. Вот для них тройка – предел счастья, и этим все сказано. Если наших учеников будут готовить перед первым классом, это поможет им стать успешными в учебе. Не нужно учить их читать и писать, им нужны коллективные развивающие занятия в детском саду.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте