Основным недостатком средней школы дети и родители называют, с одной стороны, серьезные учебные перегрузки, с другой – недостаточный уровень подготовки к вступительным экзаменам в вузы. Многие начинают искать помощь за пределами школы и находят ее в форме репетиторства и, что самое «занимательное», нередко у своего же собственного учителя. А школу рассматривают лишь как досадную необходимость для получения аттестата о полном среднем образовании.
В большинстве случаев цель школьного образования на практике заключается в «натаскивании» учащихся на «хороший результат» контрольного среза или сдачи ЕГЭ. А развитие мышления остается «в тезисах» очередных выступлений.
Меня заинтересовали ответы на вопросы, с которыми я обратилась к ученикам, выпускникам, родителям и людям старше 55 лет. «Чего каждый из вас прежде всего ожидает от школьного образования?»
Результаты ответов учащихся и выпускников:
91% опрошенных надеются получить определенные знания для поступления в вуз;
7% считают, что школа должна научить мыслить, самостоятельно принимать решения, аргументированно спорить, вести диалог;
2% школьное образование понимают как «тусовку» и «забавное наблюдение за себе подобными».
Результаты ответов родителей:
100% полагают, что школа должна воспитывать;
99% ставят на первое место развитие индивидуальных качеств ребенка, его мышления, умения оценивать и анализировать;
1% утверждает, что школа должна готовить детей к получению высшего образования.
Старшее поколение единогласно считает, что основная задача школьного образования – это воспитание гражданина России, а продолжение образования – это «как у кого получится».
Результаты заставляют задуматься. И прежде всего учителей.
Ответы на вопрос «Какими качествами должен (не должен) обладать учитель?» были похожи друг на друга. И учащиеся, и родители, и старшее поколение хотят видеть нас добрыми, образованными, общительными, требовательными и… молодыми. Никто не хочет иметь дела с ленивыми, злыми, необразованными педагогами. И учащиеся, и родители отметили, что учитель не должен брать взятки. Я и раньше проводила подобные опросы, но такой ответ не был в «основных».
Чтобы максимально соответствовать ожиданиям тех, для кого мы и работаем, думаю, необходимо больше внимания уделять переподготовке, проводить мастер-классы, практические семинары по обобщению опыта учителей-новаторов. Если учитель не поймет всю важность и необходимость формирования самостоятельной, мыслящей, свободной личности, то недовольные им будут всегда.
«Хотите (не хотите) ли вы стать педагогом и почему? Хотите (не хотите) ли вы, чтобы ваш ребенок выбрал для себя профессию «учитель»?» Ответы на этот вопрос вселяют пессимизм: почти никто из опрошенных не желает связывать свою профессиональную деятельность со школой. Основные причины: нужно иметь «железные нервы», тратить много времени на подготовку к урокам, зарплата низкая, а профессия непрестижная. Читать про «непрестижную» профессию было горше всего… Ведь состояние школьного образования улучшится, только если наша профессия станет конкурентоспособной! Чтобы на одно вакантное место претендовали четыре-пять кандидатов.
Из-за нехватки кадров администрации школы приходится иногда закрывать глаза на «мелкие» недочеты в работе учителей: на безрыбье и рак рыба. Грустно.
Гусев
Комментарии