– Я постоянно вспоминаю свою бабушку, которая, как я понял позже, была моим первым педагогом. Она сделала так, что я полюбил великий живой русский язык. Ее, к сожалению, уже нет больше в живых, и никто не скажет: «Андрюша, вставай, умывайся, одевайся, будем читать!». А жаль! Потом, уже учась в университете, будучи лингвистом, я осознал тот неоценимый вклад, который бабушка внесла в развитие моей личности и, пожалуй, сформировала ее. Мне было 12 лет, когда папа диктовал мне что-то из рассказов Виктора Астафьева. Текст открывал такой эпиграф: «Моей бабушке, которая всю жизнь прожила для людей, а не для себя, посвящается!». Если бы я мог, то тоже все сделанное мной посвящал своей бабушке. Учась в университете, я благодаря русскому языку осознал, прочувствовал всю глубину и величие великой русской литературы, которые меня эмоционально встревожили и взволновали. Великая русская литература, поставила перед человечеством глобальные проблемы, о которых я говорю со своими учениками…
Так, поэт Батюшков впервые поднял проблему маленького человека, получившую в дальнейшем глубокое развитие у других русских писателей, а Федор Достоевский, этот величайший исследователь духовности, в своих романах слегка приоткрыл нам понимание того космического, вселенского процесса, который одной из своих граней касается нашей трехмерности, называемой историей. Этот процесс потом попытался обобщить Сергий Булгаков. О нем более конкретно сказал Даниил Андреев в своей страшной, мистической книге «Роза мира». Я хочу рассказывать своим ученикам об огромном количестве авторов, которых, к сожалению, мало кто знает и о которых ничего не говорится в наших школьных учебниках. О таких замечательных русских писателях, как Крестовский, Зотов, Михайлов, Боборыкин с его неоцененным романом «Китай-город»… В истории мировой культуры (не литературы, а культуры!) очень многие ученые сходятся во мнении, что существуют три наиболее важных периода. Первый – век Перикла, время деятельности древнегреческих драматургов Софокла, Эврипида, Эсхила. Второй – итальянское Возрождение. Третий – период Серебряного века в русской литературе, который, как известно, длился всего полноценных двадцать лет. Уже обобщая весь этот путь русской литературы, Дмитрий Сергеевич Лихачев в своей прекрасной монографии «Человек в мире древнерусской литературы» высказал замечательную мысль: великая заслуга русской литературы заключается в том, что весь ее ход, все ее развитие послужило освобождению человека. Я уже не говорю о литературе ХХ века, где был Платонов, который, на мой взгляд, станет по-настоящему понятен лет через двести, а может быть, и через триста. Произведение искусства оперирует к художественным образам. Если это гениальное произведение, то оно в своем развитии доходит до создания символа. Таков чеховский «Вишневый сад», где вся Россия – наш сад. Всем этим я хочу делиться со своими собеседниками – детьми, школьниками, эта проблема для меня насущна, актуальна, поскольку эмоционально затрагивает меня. Поэтому я хочу говорить с моими учениками об этом, причем не просто говорить, а «заражать» их той любовью к великой русской литературе, которой горю сам. Я вожу своих учеников на экскурсии, в театры, но недавно произошло событие. Наиболее отъявленных учеников по настоянию директора нашей школы повезли на экскурсию в одну из подмосковных детских колоний, где содержат очень страшных преступников, и наши дети были ошеломлены увиденным. Я против подобных методов, я хочу формировать в моих учениках личность через великую русскую литературу.
Комментарии