В нашем университете есть много факультетов, которые работают в экспериментальном режиме. Среди них и наш факультет. Сначала мы открыли специальность «Иностранный язык» (немецкий, французский), потом по результатам мониторинга пролицензировали специальность «Теория и методика преподавания иностранных языков и культуры» (английский, немецкий, французский). Два года назад стали давать второе высшее образование в связи с тем, что в России в образовательный стандарт вводится обязательное изучение иностранного языка в начальной школе. Поэтому наши студенты – учителя московских школ и выпускники нашего университета (факультет начальных классов) получают у нас второе высшее образование со специализацией «Иностранный язык в начальной школе». Три года назад у нас появилось новое направление «Лингвистика» – бакалавриат – тоже с тремя языками (английский, немецкий, французский).
Мы поддерживаем позицию нашего ректора Виктора Васильевича Рябова в том, что в педагогическом вузе обязательно должны быть представлены классические специальности. По нашему мнению, двухступенчатая подготовка «бакалавр-магистр» как нельзя лучше подходит именно для классических специальностей. Сочетание педагогических и классических направлений подготовки, открытие новых специальностей правильно прежде всего с финансовой точки зрения, но это верно еще и с точки зрения системного подхода к образовательной политике, потому что заставляет по-новому посмотреть на всю систему в целом. То есть переосмыслить цели и задачи, содержание обучения, создать методическое сопровождение, написать программу, учебники. Эта работа позволяет находиться в неком инновационном пространстве. Мы считаем важнейшим элементом подготовки специалистов в области иностранного языка многоязычное образование. Это становится особенно актуальным в связи с Болонским процессом. Знание, как минимум, двух иностранных языков провозглашено в Европе нормой для специалистов с высшим образованием. У нас на факультете обязательно знание двух иностранных языков, третий изучается факультативно. Мы постоянно проводим мониторинговые исследования в школах относительно того, какие языки изучаются, в каком качестве – первых или вторых, отслеживаем динамику изменений, вводим коррективы в нашу учебную политику. В этом вопросе мы сторонники индивидуального подхода к студенту, потому что у нас каждый студент сам выбирает, какие языки он хочет изучать. Более того, абитуриенты, которые изучали в школе английский язык как основной, приходя к нам, могут выбрать другой язык в качестве основного. В ближайшее время по рекомендации нашего учредителя в университете будет создан Институт иностранных языков, в составе которого объединятся два языковых факультета МГПУ. В институте откроется отделение восточных языков, введено изучение сначала японского, а в перспективе – китайского. Важнейшей составляющей модернизации нашей образовательной деятельности стало совершенствование содержания образования и технологий обучения. Эта деятельность сегодня актуализируется и активизируется в связи с переходом на двухступенчатую систему подготовки, хотя с момента создания нашего факультета мы старались постоянно координировать программы языковой подготовки с международными стандартами. Сейчас мы продолжаем следить за рекомендациями Совета Европы в области языкового образования и корректируем наши программы, содержание курсов, технологию обучения. Все это придает нам уверенности в том, что наши выпускники будут высококвалифицированными специалистами.
Комментарии