Когда я отправлялся на Всероссийский конкурс «Учитель года», то мечтал быть услышанным. Ведь я работаю в сельской школе и хотел бы ее защитить. На конкурсе я услышал, что в планы модернизации включена оптимизация сети, связанная с реструктуризацией сельской школы. По сути, речь идет о том, что все кардинальные изменения будут касаться главным образом сельской школы. У сегодняшней России много проблем: экономических, социальных, но почему-то все чаще кажется, что истоки этих проблем в нехватке духовности. Способно ли общество возродить сегодня свое экономическое и духовное богатство? Я уверен – да, и у истоков этого возрождения должна стоять школа. Но ведь самая старая, самая главная школа – наша, деревенская. Хотя бы потому, что растит будущих кормильцев России. Нельзя же думать всерьез, что нас прокормит заграница, что оттуда мы будем получать зерно и все остальные необходимые продукты. Россия никогда иждивенцем не была и не будет.
У нас другой дух, другое воспитание, другие традиции. Издавна на Руси уважали и ценили пахарей, сеятелей, тех, кто связал свою жизнь и работу с землей-матушкой. Сегодня, как и прежде, сельская школа – особый мир, объединяющий детей, родителей и учителей. Да, у сельской школы много проблем, да, мы по-прежнему основным своим инструментом считаем мел, у химиков нет реактивов, а у физиков – приборов, но для сельской школы это не главное. Куда важнее ее дух, особый, неповторимый мир. Наступает век информационных технологий, мы долго ждали, когда же придут к нам компьютеры, интернет. Они пришли, два компьютера на 70 человек, мы ухитряемся как-то ими пользоваться, но основополагающая идея нашей работы, нашей школы осталась неизменной. По-прежнему сельские учителя без крика, без надрыва отдают свой долг детям, сельской общине. Сейчас в селах закрыто все, что только можно: библиотеки, дома культуры (а если и работают, то домами культуры их можно назвать с большой натяжкой). Школы нынче остались единственными источниками света и души. Если будут закрыты (как это красиво называется – реструктуризированы) и они, то перестанет существовать и Россия. Есть красивая программа «Школьный автобус», программа создания крупных учебных комплексов. Но стоит за этим реально то, что наши дети, которые и без того ослаблены в связи с последствиями чернобыльской катастрофы, будут вынуждены каждый день вставать в 6 утра, отправляться за 10-15 километров в школу. Там они побудут 6 уроков и больше не получат ничего, потому что будут вынуждены ехать домой. Они не посетят кружки, секции, не будут участвовать во внеклассных воспитательных мероприятиях. Словом, лишатся всего того, что имеют сегодня, что мы им даем. Дети под контролем школы будут находиться лишь в первой половине дня. Если мы сейчас держим своих учеников под постоянной опекой, бываем у них дома, проводим внеклассные мероприятия, то учитель, который живет и работает за 20 километров, сможет посетить детей лишь раз в полгода. Наши дети и так обделены, у них меньше возможностей получить хорошее образование. Если же будут закрыты сельские школы, то их участь станет еще тяжелее. Ребенок, который закончит девять классов, десять раз подумает, идти ли ему в другую школу, чтобы там продолжать учебу. Когда пишут программы, сочиняют реформы, хорошо бы еще представлять, о чем идет речь, прогнозировать, как придуманное отразится на детях. Хорошие лозунги о профилизации, о дифференциации обучения не могут быть внедрены в жизнь нашей сельской школы. В большинстве таких школ стабильные коллективы, творческие люди, я не считаю и себя плохим учителем, так чем мы заслужили немилость, почему мы не можем и дальше давать знания детям, почему они должны уезжать от нас за десятки километров. Наши старинные русские села во многом живы, пока там жива школа. Если школа будет закрыта, село умрет. Должен же кто-нибудь услышать и понять эту истину?!
Комментарии