Я – учитель математики, поэтому больше всего меня, конечно же, волнует состояние школьного математического образования. Не вызывает сомнений утверждение великого ученого и мыслителя Андрея Николаевича Колмогорова о том, что «содержание обучения – один из важнейших факторов, влияющих на эффективность школьного математического образования». Но не менее важным являются и методы обучения.
Обращаясь к мысли Ломоносова о необходимости изучения математики, смею заметить, что сама по себе эта наука ум школьника в порядок не приводит. Все зависит от способов преподавания. Ведь голову ребенка можно «забить» массой скучнейших формул и правил и в результате получить носителя изолированных данных, без адекватного умственного развития.
Отсюда вывод: главная задача обучения математике – учить думать, учить рассуждать. И ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в воспитании мыслящей личности. Где, как не на уроках решения задач, формируются такие необходимые качества личности, как самостоятельность в поисках и выборе пути решения, умение брать ответственность на себя, логическое мышление, способность к анализу ситуации? Значит, нужно учить школьников решать задачи, развивать их творческие способности и познавательную активность.
Работая много лет в старших классах, я обратила внимание на особенности содержания курса «Алгебра и начала анализа», которые вызывают у меня определенные сомнения. Считаю, что элементы математического анализа (непрерывность функции, производная) значительно легче усваиваются ребятами не в 10-м, а в 11-м классе, в то время как тема «Показательная, логарифмическая и степенная функции» не вызывает особых трудностей и у десятиклассников. Переставим темы, несколько сместим акценты – и получим выигрыш и во времени, и в качестве усвоения учебного материала. Конечно, хотелось бы рассмотреть в школьном курсе такие вопросы, как «Определители. Решение систем линейных уравнений методом Крамера», «Задачи с параметрами», вопросы теории вероятностей, но думаю, что это возможно только в классах с углубленным изучением математики. В нынешней почти критической ситуации задача каждого учителя – изыскивать возможности для более глубокого и прочного изучения математики. Необходимо использовать передовые педагогические технологии, но не забывать и о традициях и опыте советской школы.
В общеобразовательной школе предлагают сократить количество часов на такие предметы, как математика и физика, что, на мой взгляд, к добру не приведет. Ведь вся современная наука – экономика, биология, социология – строится по математическим законам. «Путь в современную жизнь лежит через математику», – это не мои слова, а автора многочисленных учебников Игоря Федоровича Шарыгина.
Размышляя о содержании образования, вспомнила одного из западных ученых, заметившего, что глагол «обучать» имеет два значения – обучать чему, обучать кого. Чтобы «обучать Джона латыни» – надо знать и Джона, и латынь, а до недавнего времени считалось, что достаточно знать только латынь. Вот и нам нужно думать не только о содержании образования, но в первую очередь о детях, которые это образование должны получить, о формировании их мировоззрения и нравственности. Вряд ли можно переоценить воспитательную роль математики как феномена общечеловеческой культуры. Изучение истории математики (как, впрочем, и любого другого предмета) должно быть непременной составляющей содержания образования.
Но чему бы мы ни учили, главное – знать, для чего мы учим, и бесконечно любить тех, кого учим.
Наталья КИРИЛЮК, учитель математики СШ № 47, учитель года Республики Северная Осетия-Алания-2004, Владикавказ
Комментарии