«Счастливы народы, не имеющие своих летописей». Эти слова принадлежат великому просветителю XVIII века Шарлю Монтескье. Действительно, что есть история, как не собрание войн, экономических кризисов, правлений диктаторов и тому подобного? Такова уж судьба этой науки – здесь все неоднозначно. То, что при первом приближении можно принять за великую добродетель, нередко оборачивается ужасным преступлением. На историческом полотне отсутствуют черно-белые краски; здесь повсюду господствуют полутона. Любой исторический факт может выглядеть совершенно по-разному с различных точек зрения.
За последние двадцать лет ни одна дисциплина школьного курса не подверглась стольким метаморфозам, как история. «Демократическую бурю» этот предмет переживал крайне болезненно. В советский период школьный курс истории во многом представлял собой собрание заблуждений и лжи. Если учителя и не знали правды, зато каждый четко представлял себе, какой именно лжи он обучает детей. Сегодня ситуация не легче – учитель не знает, какую именно правду он должен рассказывать на своих уроках, так как вариантов такой «правды» ему предложено неограниченное количество. В этих условиях крайней неопределенности было написано огромное множество учебников, каждый из которых предлагал ученикам свое видение исторического процесса. Лучшие из этих книг попытались представить мировую историю и историю нашей страны, выражаясь словами немецкого историка Л. Ранке, «так, как оно было на самом деле». Иными словами, авторы этих учебников стремились передать факты – и ничего кроме фактов. Так из исторической науки изгнали теорию, превратив историю из науки теоретической в науку описательную.
Не настала ли сегодня пора реабилитировать теорию и вернуть ее в школьный курс истории? Ведь ни для одного учителя не секрет, что самый главный вопрос, на который должна давать ответ история, – это не «что?», «где?», «когда?» и «как?» происходило, а «почему?». Объяснить, почему было так, а не иначе, можно, лишь использовав ту или иную теорию.
Не будем забывать, что современность – эпоха информационного общества. Это не только лабиринт огромного множества ярких разнообразных перспектив, но и хаос идей и этических принципов. Этот хаос охватывает неокрепшее, некритичное сознание ребенка и превращает его в губку, легко впитывающую бесконечно запутанный мир. Поэтому мы должны быть готовы к тому, что такое явление, как эклектичное и поверхностное мышление, станет неизбежной болезнью молодого поколения. Если история в школе станет простой суммой дат, фактов и персоналий, то о какой системе знаний мы можем говорить. Какой прок от того, что ученик будет знать, где, когда и во время какой войны происходили Сталинградская битва и битва за Москву, если он будет не в состоянии разъяснить объективные причины Второй мировой войны в целом?
Если ученик сдает ЕГЭ по русскому языку или математике, он не выполнит ни одного тестового задания без знания конкретных правил русского языка и правил вычисления. Но если аналогичный экзамен проводится по истории, то мы проверяем не столько знание учеником исторической науки, сколько его умение оперировать различными мнемоническими приемами. Чему мы поставим оценку? Знанию фактов или пониманию исторических закономерностей? Последнее невозможно проверить при помощи тестовых заданий.
А ведь история способна на большее. История – царица социальных наук, она позволяет сформировать у ученика фундаментальные навыки мышления, необходимые в любой отрасли гуманитарного знания. Если мы не вернем теоретическое ядро в школьный курс истории, мы лишим ее права именоваться наукой.
Сергей ЛЯМИН, учитель года Тамбовской области-2001
laomin@rambler.ru
Комментарии