«А у вас сколькодневка?» – c таким вопросом в последние годы нередко обращаются родители к директорам школ накануне нового учебного года. Действительно, и этот фактор помимо качества преподавания, материально-технического обеспечения, количества учащихся в классе сегодня существенно влияет на выбор школы, волнует родителей. И, как правило, с шестидневной учебной неделей вопросов не возникает. Обсуждению обычно подвергается «пятидневка». Какие доводы приводят мамы и папы в ее пользу? Радует в первую очередь желание родителей провести выходные вместе с ребенком. Мини-каникулы восстанавливают силы. За это время школьник и книжку почитает, и сочинение напишет, и над рефератом поработает. Разрешается проблема и весенне-осеннего садово-огородного сезона. В этом, пожалуй, самый главный плюс пятидневки. Сегодня большинство общеобразовательных учреждений, работая в пятидневном режиме, называют субботу «развивающим днем», открывая для ребят студии, клубы, центры, кружки, спортивные секции. Мне очень симпатична идея полного школьного дня. Именно при таком подходе найдется время и для третьего часа физкультуры, и для самоподготовки (тех самых домашних заданий, которые по сути своей удлиняют учебный день порой до 9-10 часов вечера). Все, что необходимо для образования, ребята делают в школе, если хотите, работают, как взрослые. Дома – отдых. Но это, конечно, при условии одной смены, что, к сожалению, для многих школ пока остается недостижимой мечтой.
А теперь – другая сторона медали. Поговорка «понедельник – день тяжелый» – это точно про школу, особенно с пятидневной неделей. Целый день уходит на раскачку и вхождение в привычный школьный ритм. Наверное, не совсем справедлив и такой подход, который время от времени предлагается в том числе и службами санэпиднадзора: в первую и последнюю четверть учимся по пятидневной неделе, вторую и третью – шестидневка. Это самую короткую, завершающую первое полугодие, насыщенную контрольными и проверочными работами, а еще и подготовкой к новогодним праздникам, мы выведем на шестидневный режим. Та же самая история и с третьей четвертью, самой длинной, насыщенной. К сожалению, приходится сталкиваться и с такой практикой, когда на субботнее расписание выносятся одночасовые учебные дисциплины, например, ИЗО, музыка, риторика.
Не секрет, что при формировании учебного плана общеобразовательного учреждения в режиме пятидневной недели в каждом классе происходит потеря трех, а за год свыше ста часов. При этом федеральный компонент остается незыблемым. То, что заложено в государственном стандарте, реализуется полностью. Другое дело с вариативной частью, то есть с теми учебными дисциплинами, которые определяют лицо школы, гимназии или лицея, специализацию и профильность. Да, хорошо, когда в учебном плане, а заодно и в учебном расписании появляется дополнительный час по математике, физике или русскому языку. Но не становится ли этот час просто натаскиванием ученика на учебном материале? И почему мы, педагоги, определяем за ребенка, какое количество уроков по тому или иному предмету ему надо посетить? Не справедливее ли будет нам с вами, уважаемые коллеги, пересмотреть подходы, активнее внедрять современные технологии, учить своих учеников уже с начальных классов самостоятельности и поиску при работе со справочной литературой, обработке информации.
Сегодня в новом базисном учебном плане старшей школы от 7 до 10 часов отведено на изучение элективных курсов, на учебные практики, творческие проекты, исследовательскую деятельность. Возможно, при таком подходе к пятидневной неделе приплюсуется день самообразования, когда сам ученик выберет для себя внеаудиторную деятельность: работу в библиотеке, или в компьютерном классе, или консультацию с учителем. Хочется надеяться, что и каждый из шести учебных дней станет значимым и для учителя, и для ученика.
Алексей КРЫЛОВ, директор СШ № 213 «Континент», учитель года России-2001, Екатеринбург
Комментарии