Россия не без основания считается страной загадочной и непредсказуемой, страной парадоксов. Согласно здравому смыслу действия, направленные на достижение определенной цели, так или иначе цели этой достигнут, то есть результат их очевиден и предопределен. У нас же все по-другому. Яркий пример – 1917 год – установление жесточайшей тирании как результат стремления к безграничной свободе.
Новое общество предъявило к своим членам новые требования, суровые и лаконичные. Стать винтиком в государственной машине, отказаться от личных интересов, быть одним из многих. Для выполнения запросов общества требовалась уникальная система воспитания. Она легко сняла вопросы индивидуальных различий и стала претендовать на решение более сложной задачи: добиться одинакового образа мысли. Это дело техники: прикладываем к каждому воспитуемому идеологический трафарет, проверяем наличие лишних деталей и острых углов, особо отличающиеся – брак.
На всем протяжении истории советского государства школа была одним из блоков отлаженной общественной машины. Общество диктовало требования – школа этот заказ успешно выполняла, выдавая на-гора новые популяции советских людей.
В чем же секрет прочности такой образовательной системы? Поддержка государства, идеология в качестве основы? Несомненно. А может быть, причина в главном принципе системы: быть как все. Насколько же это проще – не нужно думать, сомневаться, искать свой путь, все определено и решено за тебя. Только черное и белое, никаких полутонов. Самым страшным, почти противозаконным является вопрос: «Почему?».
Однако всему приходит конец. Вновь мы выбрали дорогу, которая привела нас на историческую ступень, у которой и названия-то нет. Существует ли выход отсюда, а самое главное, удастся ли его найти? Пока идут поиски ответа, мы пытаемся наладить жизнь в этом совершенно незнакомом месте, понять его законы и правила.
Последнее время изменения, затрагивающие самые разные стороны жизни, происходят с ужасающей быстротой. Вектор интересов и запросов общества меняет свое направление каждые три-пять лет. Кажется, что смотришь на экране ускоренный вариант записи, где все так неестественно и забавно двигаются, но оттого, что нет возможности остановить эту пляску, становится жутко.
В такой ситуации школа стала самой малоподвижной частью общественного механизма. Воспитательно-образовательная система огромной страны оказалась неспособной меняться так же быстро, как общественное сознание. Лишенная идеологического стержня, утонувшая в пучине непрерывно меняющихся и крайне расплывчатых запросов, школа из внутреннего блока машины превратилась в большой и неуклюжий придаток.
За последнее десятилетие от школы отвернулись все, начиная от государственных чиновников и заканчивая родителями, только самый ленивый не высказал замечания и претензии в ее адрес. А в школе остаемся мы – учителя и дети. Дети вырастают, уходят, полные ожиданий и надежд на счастье.
Вот оно, основное требование времени – стать ярким и непохожим, знающим и самостоятельным. Массовое производство уникальных личностей. Быть может, именно в этом парадоксе – причина трудностей, которые испытывает современная воспитательная система.
Современная школа – не только зеркальная водная гладь, отражающая все проблемы и пороки общества. Где-то в глубине этого озера вода удивительно чиста и прозрачна, ее не смогли замутить пронесшиеся над ней ураганы. Это отношения, основанные на доверии и дружбе, это мечты, не отягощенные знанием жизни, это наше детство. Говоря о школе, ломая копья в стремлении доказать что-то друг другу, необходимо помнить, что миллионы детей растут и учатся именно сейчас, в той школе, которую мы им можем предложить. И это их жизнь, которую нельзя будет повторить в другое время и в другом месте.
Наталья ФЕДОРКОВА, учитель биологии СШ №6, лауреат конкурса «Учитель года Вологодской области-2001», ctdo@vologda.ru, Вологда
Комментарии