Что вы думаете о негосударственном образовательном учреждении? Дает ли оно качественные знания? Не поломает ли судьбы своих привыкших к комфорту, к гиперопеке выпускников? А может быть, оценки там покупаются? А вдруг?.. А если?..
Как часто и больно подобные вопросы, непроверенные, приумноженные завистливой недоброжелательностью слухи ранят тех, кто, подогреваемый по большей части энтузиазмом, продираясь сквозь лес проблем, тащит на своих плечах неподъемный груз альтернативного образования.
Казалось бы, сыты по горло отсутствием выбора, наконец-то появилась возможность найти для своего ребенка школу, в которую он будет ходить с удовольствием… Не тут-то было. Всевозможные сомнения и страхи, подпитываемые свидетельствами «очевидцев», встают между негосударственной школой и отчаянно нуждающимися в ней людьми. Встают непроницаемым заслоном, неким «кривым зеркалом».
Попробуем заглянуть по ту сторону «кривого зеркала». Какие же сложности и проблемы, взлеты и падения на самом деле переживает негосударственное образование?
Семь лет работы в Благовещенской негосударственной общеобразовательной школе «Наш дом», надеюсь, дают мне это право и помогут приблизиться к истине.
Начнем с «купленных оценок». Парадокс, но именно в негосударственной школе оценки наиболее соответствуют истине, ибо оплачены из родительского кармана, а стало быть, тщательным образом проверены на качество, «чтобы без обмана».
Родители – самый строгий суд, самые придирчивые проверяющие, они неподкупны, потому что сами платят. Их критерий – не графики и диаграммы, не пресловутый процент успеваемости, не папки с планами и разработками, а собственный ребенок. И школа, если хочет выжить, сохранить каждого ребенка, должна чутко и оперативно реагировать на критику и предвосхищать пожелания родителей встречной инициативой, четкостью и отлаженностью в работе, гибкостью и профессиональностью подходов к каждому ребенку.
«Бич» негосударственной школы – текучесть ученического состава. Экономическая нестабильность – главная тому причина. Вчера еще крепко стоявшей на ногах семье сегодня нечем платить – в 90% случаев детей забирают по финансовым соображениям. Какие проблемы порождает эта текучесть? В первую очередь эмоциональные. Тяжко учителю прощаться со своим, «родным», порой лучшим, порой выстраданным, а иногда еще не успевшим окрепнуть, достичь желаемых результатов учеником. Но еще тяжелее ребенку и родителям. Привыкнув к доброжелательности, уважительному вниманию, он попадает в класс, где не 15 детей, где учителю не до штучной работы, будь он даже эталон педагогического мастерства. А как часто родителей преследует насмешливое «Кто ж вас так научил?» – такой вопрос кого угодно собьет с толку, заставит усомниться. Негосударственная школа этот вопрос могла бы задать с не меньшим, если не с большим правом, ведь часто к нам, как в реанимацию, идут, когда исчерпаны все возможности государственной школы, идут со слезами на глазах: «Вы наша последняя надежда».
И все же главная проблема – среди текучки, безденежья, будничных мелочей сохранить дух школы, ее главную идею – уважение к личности ребенка, возможность роста его творческого потенциала. Если педколлектив профессионален, дети будут иметь знания, позволяющие успешно продолжить учебу в любом вузе. Но важно и другое – какими будут наши выпускники? Уважают ли они себя и других? Обладают ли культурой умственного труда и этической культурой – основой нравственности, базисом личности? Ответственны ли в широком смысле этого слова?
Ради этого все усилия, во имя этого создается воспитательная система, «согревающая» стены и душу традициями, общим переживанием радостей и проблем, система, в которой ни один ребенок не забыт и востребован.
Наталья СТАРЧЕУС, учитель истории и обществознания негосударственной СШ №2 «Наш дом», учитель года Амурской области-2003, kraynovs@mail.ru, Благовещенск
Комментарии