Я обыкновенный школьный учитель. Человек со своими страхами, проблемами, живущий в этом безумном, безумном мире. И так же, как вам, мне хочется человеческого счастья, гармонии, благополучия. Для себя и своей семьи, своих учеников. Не так давно один ученик сделал мне подарок, написал стихотворение.
Мечты историка
…Иван Грозный примирился с боярством,
Ввел бессрочный мораторий на казни,
Бонапарт в Москве торгует лекарством
От простуды, гриппа, свинки и пьянства.
Пугачев с Екатериной на даче
Поселились и растят помидоры.
И богатые тут уж не плачут,
Ленин стал капиталистом, ей богу.
Князь Донской Мамаю выбил прописку,
Поселил его в доме высоком,
Саша Пушкин с Натали ждут сынишку,
А Дантес возит им соки.
Катерина в речку бросилась все же,
Но Герасим ее спас, в самом деле,
И Сереженька Есенин все тот же,
Санитарный был день в Англетере.
Что я могу сказать своему ученику как профессионал-историк? Что он наивен, а мечты его несбыточны и нереальны? Я попросил у этого мальчишки время и обещал подумать.
Задолго до меня титаны мысли ставили перед собой те же глобальные вопросы: Почему? Отчего? Зачем? Во имя чего? Во имя кого? Что делать? Кто виноват? Христос и Будда, Фома Аквинский и Августин Блаженный, Кант и Соловьев. Ряд можно продолжить… Я не могу отнести себя к титанам философской мысли. Я человек, я обыкновенный школьный учитель.
На Немецком кладбище в Москве есть маленькая, тихая, неприметная могила. На камне начертано: «Спешите делать добро». Там похоронен немец, католик, врач Федор Петрович Гааз. Маленького роста, смешной человек, приехавший в Россию в начале XIX века. Он был не беден, но работал в тюремной больнице для каторжников. Кто не слышал о знаменитом Владимирском тракте, который при советской власти был издевательски переименован в Шоссе Энтузиастов? Когда каторжников вели по этому тракту, их по восемь человек приковывали к металлическому пруту. Можно представить себе муки этих людей. Семнадцать лет Гааз боролся и добился отмены этой пытки. Маленький, смешной человек, что в сущности он сделал? Сжег храм Артемиды, стал великим полководцем, изобрел атомную бомбу? Всего лишь добился отмены прута. А достаточно ли этого, чтобы немцу, католику, войти в русскую культуру? Я не знаю ответа на этот вопрос, я знаю, что благодаря этому человеку мир стал чуть-чуть добрее и лучше. И мы помним о нем. О маленьком, смешном Гаазе.
Удивительные слова сказал священник отец Александр Мень: «Каждый человек творец. Для этого необязательно быть скульптором или художником. Каждый человек творит свою душу». А мы вдобавок помогаем душам своих детей, учеников. Нас сомненья гнетут, но мы призваны быть опорой. Профессия такая!
Постоянно представляю лицо того мальчика, чье стихотворение привел вначале. Вы будете удивлены, но я никогда не видел его. Он не учится в моей школе и даже не живет в моем городе. Он из далекого Хабаровска, ему 11 лет, его зовут Павел. Влюбленный в историю и литературу мальчишка. А нашел он меня в интернете, где я разместил свой сайт. Мальчик от рождения парализован. Это умный, живой, талантливый ребенок. Наше виртуальное общение длится уже год. Я учу его истории, как это модно сейчас говорить, дистанционно. И я считаю эту встречу чудом. Это общение преображает нас обоих. В запутанных виртуальных сетях ребенок нашел своего учителя. А я – ученика. Да простит меня великий Декарт, начертавший: «Я мыслю, следовательно, существую». Я в силу своей профессии перефразирую: «Если я кому-то нужен, то я существую».
Андрей ЛУКУТИН, учитель истории СШ №666, учитель года Москвы-2004, a_lukutin@mail.ru
Комментарии