search
main
0

Я так думаю

Дань традициям и их сохранение в новом российском образовательном пространстве проявляется в последнее время довольно своеобразно. Для большинства педагогов, которые лет двадцать назад рьяно выступали за реформу, боролись за изменение содержания образования и методическую свободу, теперь, с появлением реальной программы модернизации, вдруг хорошим тоном стало не только отвергать процесс запланированного обновления, но и стенать по поводу всеобщего развала. Но если учитель не примет концепцию обновления системы образования, она обречена на провал, как все, что насаждается сверху.

Наследие советского государства, недооценивавшего роль семьи в воспитании детей, считавшего, что общество и школа как социальный институт оказывают главное влияние на формирование ребенка, продолжает ощущаться сегодня не только на бытовом уровне, но и в работе большинства органов управления образованием, руководствующихся в своей деятельности не современной законодательной базой нового Российского государства, но старыми традициями. Реализация основополагающего положения Концепции модернизации российского образования о повышении его качества превращается на деле в примитивную и знакомую по советскому времени погоню за пресловутыми процентами, при которой игнорируются научные подходы к глубинному пониманию качества образования в угоду достижения сиюминутного, видимого на бумаге результата.

Остро стоит вопрос с обеспечением образовательных учреждений средствами обучения нового поколения, содержание которых было бы приведено в соответствие с обновленными государственными образовательными стандартами. Остается год с небольшим, когда начнется осуществление концепции профильного обучения на старшей ступени полной средней школы, а обеспеченность учебного процесса новыми УМК вызывает опасение у учителей, которые могут оказаться в ситуации, в которой уже бывали не раз: с одним учебником на весь класс, вынужденные «проходить материал лекционно», с мелом и тряпкой в руках.

Президентская программа по обеспечению школ компьютерными классами несомненно помогла организовать обучение основам информатики. Но этого мало, если увеличить количество техники, можно будет организовывать дистанционное обучение по элективным курсам, используя ресурсы ряда образовательных учреждений. В этом случае отпадет необходимость переезда учеников из одного населенного пункта в другой, из школы в школу, о чем свидетельствует опыт многих европейских школ.

Современная российская школа имеет весьма подробно разработанную законодательную базу для осуществления внебюджетной деятельности по оказанию платных образовательных услуг. Большей частью, однако, руководители школ игнорируют возможность честно зарабатывать дополнительные средства, предпочитая сбор наличных с родителей. Школьные коллективы не только не осваивают новые финансовые механизмы хозяйствования, но и становятся живым отрицательным примером для своих учащихся в нарушении налогового законодательства и прав потребителей. Обучать основам правовой культуры и демонстрировать при этом собственную юридическую несостоятельность – аморально и антипатриотично. В то же время в России есть территории, где органы управления образованием запрещают руководителям школ оказывать платные образовательные услуги, вопреки существующему законодательству. Многоканальность финансирования для многих образовательных учреждений остается неким американским мифом, не прививающимся на самобытной российской почве.

Проблема изменения сознания сложна и противоречива. Для многих это вообще не вопрос – зачем изменять себе и своей «самости». Привычнее ездить по старым рельсам с очень индивидуальной шириной колеи.

Игорь СМИРНОВ, заслуженный учитель РФ, учитель года России-2002, ismirnov@gtn.ru

Гатчина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте