Почему учитель уходит из школы? Причин достаточно. Во-первых, уходят случайные люди или те, кто дожидался 27-летнего рубежа, отделяющего его от армии. В этом случае жаль государство, которое тратило на обучение специалиста деньги добропорядочных налогоплательщиков (в итоге – жаль нас). Хотя нельзя не отметить, что иногда только благодаря таким преподавателям во многих селах и деревнях дети учатся, поскольку хорошего специалиста сюда не заманишь.
Во-вторых, уходят пенсионеры, которым все труднее приходится в современной школе, поскольку меняются не только требования, предъявляемые к уроку, но и сами устои школы. Школа теряет наставников, чей бесценный опыт всегда востребован, теряет свой костяк. Они еще работают, но им порой трудно перестроиться, они уже не такие гибкие и мобильные. Если верить статистике (или выступлению И.М. Реморенко на заседании РОСРО 3 февраля 2005 года), сегодня средний педагогический стаж учителей составляет 24 года. Нехитрые подсчеты показывают, что средний возраст учителя – около 50 лет. По данным Минобрнауки, пенсионеров в наших школах всего 12%. Не секрет, что они остаются только потому, что некому больше учить, либо по привычке, по состоянию души, а то и из-за финансовых соображений – пенсия мала. Но через пару-тройку лет и их не будет – уйдут, поскольку устали, все чаще болеют, не могут перестроиться или подстроиться.
В-третьих, уходят учителя зрелые и опытные, проработавшие в школе 10-15 лет. И здесь причин немало. Начать с чрезмерного внимания государства и чиновников. Государство любит своих учителей, ратует о престиже этой профессии. Уже почти не появляются позорящие профессию рекламные ролики, где дети издеваются над тупым педагогом. Учителям повышают зарплату и рассказывают об этом во всех информационных программах. Но цены растут быстрее зарплаты.
Еще один повод для ухода – доверие к учителю со стороны чиновников от образования. Нам доверяют – это радует, но проверяют так часто и жестко, что лучше бы и не доверяли совсем. Огромное количество справок, заполонивших школу, сильно отвлекает от работы: справка о качестве ЗУН сдается каждую четверть, справка классного руководителя (количество проведенных классных часов и родительских собраний с обязательными протоколами), справка о работе с одаренными и трудными детьми, справка о выполнении учебного плана и о количестве пропусков уроков учащимися. И нет им числа… Более того, нам доверяют самое драгоценное, что есть у государства, – детей. Тысячи учителей в каникулы (в то единственное подаренное государством время, когда родители и сами могли бы заняться своими чадами) организовывали дежурства, чтобы, не дай Бог, какое дитя чего-нибудь не натворило во внеучебное время. Бесконечные проверки и постоянно растущая ответственность рано или поздно приводят к еще одной причине ухода – разочарованию, бичу учителя со стажем.
И, наконец, нагрузка и денежное вознаграждение. Я специально поставил данную причину на последнее место. Учителя (страшно говорить) привыкли много работать и мало получать. Вот вывод из исследования, проведенного недавно специалистами «РОМИР Мониторинга» и Института общественного проектирования: «предпосылок к социальному взрыву нет», потому что «россияне адаптировались к новым условиям жизни». Впрочем, у беднейшей части россиян эта «адаптация» выражается в том, что они приспособились влачить жалкое существование: более 70% бедных уверены, что жизнь лучше не будет. Нагрузка учителя, который вхож в эти 70%, превышает норму в 18 часов. Иначе педагог не выживет. Лет 5-7 назад поднимался вопрос о снижении ставки по часам до 16 при сохранении оплаты как за 18. Воз и ныне там. Хотя, по мнению многих учителей, это было бы выходом даже из ситуации демографического провала в стране.
Причины ясны. Хотелось бы продолжить эту тему на страницах «УГ». Ради выводов, которые необходимо сделать, пока не поздно.
Андрей ТИХОВ, учитель года Белгородской области-2002, filolukh@yandex.ru
Комментарии