Разнообразие педагогических популяций – признак устойчивого развития российского образования. Именно через такую «экологическую» призму я предлагаю взглянуть на проблемы молодых педагогов. Итак, если школу рассматривать как экосистему, то ее компонентами будут являться популяции учащихся, их родителей и, конечно же, учителей. К сожалению, сегодня педагогические коллективы школ представляют собой старовозрастные популяции. Это не просто слова, а данные небольшого исследования, проведенного в Белевском районе Тульской области, по результатам которого средний возраст педагогических популяций – от 43 до 52 лет. Это говорит о том, что на сегодняшний день нет процесса обновления педагогических коллективов, а соответственно и нет преемственности в ряду педагогических поколений.
Если так будет продолжаться и дальше, то впоследствии это может привести к гибели популяции учителей. К сожалению, сегодня нас смело можно назвать исчезающим видом, нуждающимся в охране. Учителя владеют огромным педагогическим наследием, но постоянно подвергаются воздействию модернизации, гуманизации, профориентации и прочих «аций» и не имеют возможности передать свой богатейший опыт – преемников-то нет. Хотя ежегодно Тульский государственный педагогический университет имени Л.Н. Толстого выпускает от 660 до750 молодых специалистов. Так почему же они, выйдя из стен университета, в большинстве своем не доходят до места своего прямого назначения? Возможно, сказывается действие естественного отбора и борьбы за существование, в результате которых молодые люди не просто стремятся найти свое место под солнцем, но пытаются выжить. Многие из них, талантливые и перспективные, вынуждены отказываться от любимого дела, ведь такое хобби, как преподавание в школе, сегодня может позволить себе не каждый. Однако вливание молодых кадров в педагогические коллективы сегодня можно заметить в сельских школах. Но это, к сожалению, временное явление, так как в данном случае молодыми специалистами оказываются юноши, закончившие вуз, неженатые и бездетные, и до 27 лет вынужденные проходить так называемую альтернативную службу в рядах работников народного образования. При этом они либо преподают сразу несколько учебных дисциплин, либо попутно ищут дополнительный заработок. И самое страшное, что у этих молодых учителей, на которых ребята часто смотрят как на свет в окошке, может сформироваться попустительское отношение к своей работе. Они глубоко убеждены, что здесь они – люди временные, ведь при таком несоответствии нагрузки и зарплаты не то что с семьей, в одиночку долго не протянешь. Так и уходят из наших школ молодые и перспективные. И происходит это потому, что, к сожалению, на сегодняшний день в нашей стране нет политики поддержки молодого учителя. Зато, к большому счастью, остаются еще те, кто уже давно работает в образовании не за деньги. Однако надо помнить, что их осталось очень мало. Но педагогические коллективы школ сегодня еще могут быть резервуарами для восстановления разнообразия популяции учителей. Ведь наши выпускники, сумев полюбить и осознать значимость профессии учителя, идут в педагогические вузы. А если живет любовь и остается хоть маленькая надежда на возрождение российского учительства, то вернется и вера. Надо только помнить, что воспитать новое поколение людей, думающих и в то же время способных выжить в условиях жестокой действительности, может лишь устойчивое педагогическое сообщество, основным признаком которого является разнообразие. А поддержание такого разнообразия в большей степени зависит от сильных мира сего. И если это понимаю я, простой молодой учитель, то смогут понять и те, кто сегодня стоит у власти, те, кто тоже когда-то учился в школе, те, кто рано или поздно осознает: разнообразие педагогических популяций – признак устойчивого развития российского образования.
Людмила СТАМБЕРСКАЯ, учитель биологии СШ №1, учитель года Тульской области-2004
stamberskaya@mail.ru, Белев, Тульская область
Комментарии