Я захожу в пустой кабинет. В непривычной тишине классный руководитель медленно, как первоклашка, старательно выводит каллиграфическим почерком оценки в аттестате. Пугающий объемом перечень предметов. Неужели мы их всему этому выучили? Неужели они все это действительно знают? Проработав почти полтора десятка лет в школе, я не верю, что это возможно. Возникает противоборство мнений: учить многим знаниям в ущерб умению применять их или учить только тому, что можно освоить. Обе точки зрения в своем полярном значении абсурдны, истина всегда где-то посередине.
Вот сижу, тренирую красноречие, рядом телевизор рассказывает новости – опять учителя объявили забастовку из-за задержки зарплаты. Опять в классе доведенные до отчаяния взрослые и беспризорные ученики на улице. «Почему я, учитель с высшим образованием, должна искать приработка?» – с болью в голосе спрашивает героиня репортажа. Знаю, знаю сам не понаслышке. И вдруг телефонный звонок: совершенно незнакомый человек обращается с просьбой… Ребята на юбилей своей школы переделали известную песню, нужна профессионально сыгранная фонограмма с хорошим вокалом. Ну нашли к кому обращаться! У меня ведь никакого музыкального образования, но есть друзья-музыканты. Есть ученики-выпускники. А текст был настолько остроумный, что сквозь смех мы сообща сделали эту песенку за два вечера. Потом оказалось, что им нужен еще и фотограф на этот вечер. Тоже помогли. Ну просто хоть бюро добрых услуг открывай! А откуда это все?
Со своими выпускниками я ставил театральные постановки, устраивал дискотеки, занимался репортажной фотосъемкой, нелинейным видеомонтажом, после уроков работал ди-джеем на радиостанции, – делал многое, что никак не связано со школой.
Какое это имеет отношение к учебе и успеваемости? Однажды взял своих учеников на праздничный сборный концерт в городской парк. Приехали туда задолго до открытия (я работал звукооператором), предстояла настройка аппаратуры. Сначала они были в восторге просто от присутствия, но на таких мероприятиях всегда есть огромное количество мелких дел, не требующих особой квалификации. Чтобы не было проблем со службой безопасности, на них надели бэйджи «Участник концерта». Счастью не было предела! Но оказалось, что этого недостаточно, чтобы выстроить чистый качественный звук. Им дали даже «покрутить ручки», но ничего не получилось. Оказывается, нужно знать физику. И не только тему «Звуковые волны и их свойства». Чтобы передавать звук и записывать, пришлось выучить еще и раздел электрики. А самое главное, что с частью вопросов я их отсылал к учителю физики. Так они преодолели психологический барьер в общении с учителем. А дальше мы выясняли разницу между аналоговым звуком и цифровым, изучали компьютерные программы. Догадываетесь, у кого из учителей закончилась спокойная жизнь? Была еще «группа фотографов». Выучили оптику, замучили учителя рисования вопросами о законах построения перспективы, потом бегали по картинным галереям, а один ребенок в поисках необходимого в кадре яркого пятна увлекся фотодизайном, даже посещал курсы. Через неделю у него выставка фотонатюрмортов. Знатоки говорят: очень талантлив и подает большие надежды.
Вы знаете способ мотивации более эффективный? Поделитесь! Скорее всего принцип будет тот же самый: личный пример и практическое применение знаний. Вот что должно стать новой идеологией школы.
Виктор КОВАЛЕНКО, учитель обществознания и истории 168-й екатеринбургской школы, учитель года города Екатеринбурга-2002
Комментарии