Чему могут научить 7-8-летние дети за пять уроков и несколько перемен, когда все уроки поминутно расписаны у учителя в конспекте урока, на одних переменах нужно накормить детей, а на других дать им возможность подготовиться то к уроку физкультуры, то к творческим предметам?
Возможно, я пошла по легкому пути, но, как считаю, наиболее интересному и открытому. «Чему я и мои одноклассники научили Екатерину Сергеевну?» – спросила я у своих второклассников. На меня посыпались детские ответы о доброте, смехе, открытости, спокойствии, самым популярным был ответ: «Терпению». Это точка зрения детей, с которой я согласна лишь отчасти. По моему мнению, все эти личные качества во мне заложены, они привели меня в профессию и помогают мне при работе с детьми, но дети сделали эти качества более выразительными, раскрыли меня так, как я каждый день стараюсь раскрывать личные качества своих учеников.Часто среди ответов встречалось «любить детей», но этому дети меня не научили, я всегда их любила. От любви к первоклассникам я становилась мягкой, часто их жалела, боялась, говоря детским языком, стать для них плохой, но это стало мешать мне в работе. Дети замечательные психологи и начали пользоваться ситуацией. Этот урок не прошел зря, дети научили меня не только любить, но и уважать их. Бывает, детям не нравятся мои действия, но стоит с ними обсудить ситуацию, привести аргументы, как они не только соглашаются со мной, но и начинают больше стараться, следовательно, у них все лучше получается и они приходят ко мне с благодарностью.Были и другие ответы, чему я научилась. Конечно, речь не идет о новых методиках, о курсах повышения квалификации, это неотъемлемая часть нашей работы, которой учат меня преподаватели вузов. Чему же научили меня дети? Подытожив их ответы и собственные ощущения, я поняла, что дети научили меня чувствовать. Они сделали более острыми все чувства и, я считаю, открыли во мне загадочное шестое чувство. Интересно, что мои ученики научили чувствовать острее как хорошее, так и плохое. Вместе с ними я чувствую радость от первой красивой буквы в прописях, от первой пятерки в дневнике, от первой решенной задачи. Я не злюсь, когда девочка каждое утро спрашивает, придет ли Гриша в школу. Я знаю, что он придет, но вместе с девочкой смотрю на дверь в ожидании. Но и грусть стала больнее – заболел, ударился, поругался с другом, никогда еще детские проблемы не казались мне такими важными. Более того, у взрослых больше жизненного опыта, который помогает объективно смотреть на ситуацию, дети же погружаются во все чувства с полной отдачей, они только учатся анализировать ситуацию.Какой вывод я могу сделать? Он очень простой, но в то же время очень важный. Я стала мамой! Да-да, я стала классной мамой большого количества детей! Я могу думать о нескольких вещах одновременно, на перемене могу делать несколько дел сразу, как мама варит кашу и следит за игрой своего дитя. Стала ловить себя, что слышу каждый шорох в классе, как мама слышит своего ребенка даже во сне. Стала радоваться самым малым успехам: «У меня получилось!» Это такой же бальзам для учителя, как для мамы успехи собственного ребенка. Стала замечать маленькие хитрости своих учеников, но дети научили не ругать их за проказы, а дать им понять, что так делать не стоит, и они начали доверять, а не хитрить. Все перечисленное – это ответы детей, они так считают, а я с ними полностью согласна! Быть заботливой мамой целого класса научил меня этот же класс, который я начала чувствовать. Был среди ответов и довольно необычный, одна девочка ответила, что она и ее одноклассники научили меня решать задачи. Для меня это интересный ответ, я обязательно осторожно узнаю, почему ребенок так считает, видимо, потому что переспрашиваю у них условие задачи перед краткой записью.Но в работе я столкнулась и с трудностями. Ученики настолько научили меня быть с ними, заботиться о них, думать о них, переживать, готовиться к урокам, что я начала забывать о своих хобби, посвящать меньше времени родным. Но стоит отметить, что благодаря хобби у меня много энергии, хорошего настроения и идей, именно родные поддерживают меня в трудных ситуациях и с их помощью не опускаются руки, ни в коем случае нельзя терять эту связь! Гармония личной и рабочей жизни – этому еще стоит учиться.Мои маленькие учителя – мои главные вдохновители, те, благодаря кому я обожаю свою работу, для которых стараюсь, те, с кем я осуществила свою детскую мечту – стала учителем и классной мамой!Екатерина АГАФОНОВА, школа №1353 с углубленным изучением английского языка
Комментарии