Предметная область: окружающий мир, краеведение. Программа: УМК «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф.Виноградовой.Рабочая программа «Завьялововедение» разработана и апробирована МО учителей начальных классов МБОУ «Завьяловская средняя общеобразовательная школа №1 Завьяловского района Алтайского края».
Класс: 1-4-й.Сопровождение курса: рабочая тетрадь для учащихся «Наша малая родина».Проблемное обоснование: знакомство школьников с родным краем происходит уже на начальной ступени образования в процессе изучения школьных предметов. Краеведению отводится небольшая часть учебного времени. Программа «Завьялововедение» позволяет с помощью рабочей тетради «Наша малая родина» целенаправленно изучить родной край в различных аспектах: краеведческом, историческом, общекультурном, географическом, зоологическом, ботаническом, экологическом.Актуальность программы «Завьялововедение» обусловлена ее методологической значимостью: целенаправленная деятельность начальной школы по раскрытию для младших школьников на конкретном местном материале эстетического, практического, оздоровительного, познавательного значения природы для человека.Новизна данной программы: в ее основе лежит системно-деятельностный подход, который создает базу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту, индивидуальным особенностям:- реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;- воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;- учет индивидуальных, возрастных, психологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности.Практическая значимость курса «Завьялововедение»: данный материал может быть использован во внеурочной и урочной деятельности.Цель: создать условия для формирования у учащихся целостной картины окружающего мира Завьяловского района Кулундинской зоны.Задачи:- обеспечить самостоятельную индивидуальную деятельность по расширению и углублению знаний по экологии, истории, культуре своей малой родины;- развивать интерес к природе, природным явлениям, понимание активной роли человека в природе;- воспитывать бережное отношение к окружающей среде, понимать необходимость рационально относиться к явлениям живой и неживой природы;- накапливать чувственные впечатления о природе своей местности, учиться ценить красоту своей малой родины.Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Завьялововедение»Личностные универсальные действия:- мотивация к учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию;- принятие ценностей природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного поведения;- чувство сопричастности и гордости за свою малую родину, народ и историю.Регулятивные:- умение принимать и сохранять учебную задачу;- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;- умение осуществлять контроль и самоконтроль над ходом выполнения заданий;- умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей.Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве.Коммуникативные: использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации.Содержательные линии курсаЧеловек и обществоИзображение территории своего района на карте края, страны; история заселения села; чем богато и знаменито Завьялово; труд и отдых в селе; семейные традиции.Это содержание представлено темами «Завьяловский район как часть Алтайского края, России, единого мира Земли», «Я среди людей».Человек и мир природыИзучение неживой и живой природы своей местности, понимание, что дает человеку природа Завьялова, охрана природы. Это содержание представлено темами «Я и мир неживой природы», «Я и мир живой природы», «Сбережем природу Завьяловского района».В результате изучения курса «Завьялововедение» выпускники начальной школыдолжны знать:- название своего села, его положение на карте Алтайского края, а края – на географической карте России;- историю основания своего села; народы, населяющие Завьялово;- особенности времен года своей местности;- полезные ископаемые своей местности;- условия, необходимые для жизни живых организмов в своей местности;- о результатах воздействия человека на неживую и живую природу Завьялова;- заказники Завьяловского района;должны уметь:- показывать на карте Алтайского края свои село, озера, реку;- приводить примеры (2-3) представителей растительного и животного мира природных сообществ Завьялова;- знать и называть культурные, сорные, ядовитые, лекарственные растения своей местности, различать съедобные и ядовитые грибы, произрастающие в осиново-березовых колках и сосновом ленточном боре Завьялова;- заботиться о своем здоровье в условиях климата Завьяловского района;- охранять природу своей местности.Итоговые продукты деятельности: устный журнал, выставка творческих работ, фотоальбомы, защита проектов, сообщения, праздники.Формы организации занятий: экскурсии, практические работы.Для реализации целей и задач программы педагогический коллектив учителей начальных классов разработал рабочую тетрадь для учащихся «Наша малая родина».
Александра СИВЕР, Валентина ДЕМИДЕНКО, Антонина НАТАЛЕНКО, Галина НАТАЛЕНКО, Екатерина СЫСОЕВА, Ольга ХАМОВА, Марина ЖУКОВА, Наталья ДЕМЬЯНОВА, учителя начальных классов Завьяловской средней школы Алтайского края, победители VIII Всероссийского конкурса для классных руководителей «Мудрая сова»
P.S. Ознакомиться с ней можно на сайте «Учительской газеты» http://www.ug.ru/method_article/721
Комментарии