Советниками директоров школ по воспитанию должны быть люди, которые понимают значимость этой деятельности, осознают свою ответственность, умеют увлечь детей за собой… Это должны быть люди, увлеченные своим делом. Формальный подход пойдет только во вред, скомпрометирует идею. Это не только строчка в перечне должностей. Эта миссия – воспитание детей – чрезвычайно важная.
Владимир Путин
В последние годы теме воспитания уделяют особое внимание, и это правильно! С этим согласны абсолютно все взрослые слои нашего общества! Детям нужны честное и нравственное воспитание, твердая и традиционно крепкая община. Внесены изменения в Конституцию РФ, в которых подчеркивается, что дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России. Воспитание призвано формировать у обучающихся патриотические чувства, гражданственность и уважение к памяти защитников Отечества. Поправки в Закон «Об образовании в РФ» определили понятие «воспитание» и общие требования к организации воспитания обучающихся.
Есть необходимость выстраивать единую воспитательную среду в российских школах. В любом общеобразовательном учебном заведении у ребенка должны быть равные условия для развития своих интересов и возможностей. И советники по воспитанию – те люди, которые сегодня приводят это все к единому знаменателю, при правильном и умелом подходе к организации работы детям открываются безграничные возможности для правильного развития во всех нравственных смыслах этого слова.
В российских школах введена новая педагогическая должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями». Должность молодая, но уже есть что рассказать и есть чем гордиться!
В мои рабочие функции входит многое: подготовка стратегии воспитательной работы, организация школьных мероприятий, творческая работа по выявлению талантов, развитие системы ученического самоуправления, вовлечение детей в социально значимые проекты, помощь в реализации идей и инициатив обучающихся, информирование об активностях детских и молодежных объединений. И много чего еще, всего и не перечислишь! А в действительности сотни любознательных и активных юных прекрасных душ, жаждущих открывать этот мир, сотни готовых поддержать своих детей родителей, понимающих, что в любой момент не занятую ничем полезным душу ребенка могут увлечь негативные сети, которые так и кишат вокруг детей, оказывая на них негативное влияние. И конечно же, десятки педагогов, готовых организовать своих подопечных!
Мне кажется, за время работы я поняла свою главную задачу! Задача советника – быть старшим другом для ученика, понимать его и принимать любого, говорить с ним на понятном ему языке.
В своей работе советника выделяю приоритетное направление – эффективное воспитание. А это значит помочь развить личность ребенка, своим примером положительно повлиять на его духовно-нравственное воспитание. Это и индивидуальная работа с учеником, его семьей и классным руководителем. Советник по воспитанию непременно должен помочь занять ребенку ту нишу, которая близка ему по темпераменту, интересам, увлечению, по зову сердца, нужно формировать активную жизненную позицию молодого человека. Вне образовательной деятельности увлечений может быть очень много: школьный театр, школьный музей, активности Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движения первых», фестивали, конкурсы, конференции, форумы, волонтерство и самоуправление. И как все внедрить? Как быстро и качественно организовать работу по выявлению интересов и вовлечению детей в процесс? В этом вопросе мне, безусловно, помогло участие в конкурсе «Навигаторы детства». В нем могли принять участие педагоги, имеющие опыт работы по реализации социально значимых проектов в сфере воспитания, опыт организационной работы с детьми.
Я подходила к требованиям к участнику. Мне помогли вожатская деятельность в школе, работа с детьми и подростками в кружке дополнительного образования «Лидер», опыт работы классным руководителем. Конкурс «Навигаторы детства» – это не только отбор кандидатов на должность советника по воспитанию, это уникальная философия воспитания. Это креативность, вдохновение и активность, потрясающее и очень полезное повышение квалификации! Мы, участники конкурса, много узнали, многому научились, а что-то и вспомнили. Ведь в истории образования и воспитания столько положительных моментов, которые сейчас представлены несколько в другом формате, но вполне применимы для современного поколения детей.
Устранение из учреждений системы образования детских и молодежных общественных объединений, исключение возможности участия детей в коллективной общественно полезной деятельности в школе нанесли очень серьезный удар по воспитанию подрастающего поколения, будущих граждан нашего общества. С самого детства в человеке закладывается любовь к природе, Отечеству, у него формируется ответственность за окружающий мир, определяется социально активная жизненная позиция. И на нас, советников, возложена важная миссия возрождения воспитания в лучших и исторически значимых традициях государства!
Современная школа ориентирована на то, чтобы не только передавать знания, умения и навыки, но и развивать способности ребенка. Именно советник по воспитанию как специалист призван показать детям, родителям и педагогам новые варианты развития, форматы общения, а также транслировать устоявшиеся ценности через новые реалии.
Педагогика гласит: «Нет правильного воспитания без серьезной коллективной деятельности детей, где они упражняли бы себя как граждане своего общества». И это, без сомнения, верно! Любая личность развивается только в коллективе, а детская личность тем более! Потому очень актуально на данный момент развитие детских и молодежных организаций внутри каждой школы. Дети успешно могут проявить себя через слияние в каком-либо объединении общих интересов и реализацию важных дел! И этому их необходимо научить! Разнообразие программ и активностей Общероссийского общественно-государственного движения детей и молодежи «Движение первых» не только помощь нам, советникам, но и уникальная возможность для детей пробовать и развиваться в любых направлениях – от спорта до творчества, от науки до профессии! Это волонтерство, культура, патриотизм… Не буду перечислять все многообразие активностей, главное одно – дети объединяются в движение, чтобы обеспечить России великое будущее, чтобы никто не забыл ее великое прошлое! А мы, взрослые советники, – помощники и навигаторы в этом сложном мире детства, держащие крепко за руку наше поколение, способное, я уверена, сделать счастливой и достойной свою будущую взрослую жизнь.
Методика педагогической деятельности «Первых» основана на опыте работы Всероссийского детского центра «Орленок». Из чего она слагается? Из лучшего опыта страны. Эта методика построена на вере в возможности и способности каждого, на доброте и заботе, ориентации ребенка с его индивидуальным миром романтики на внимание к каждому. И будут наши дети нам великой наградой! Будут они здравыми и честными, преданными и верными своей земле, своему Отечеству, своей великой Родине!
Деятельность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями является лидерской. Она объединяет учащихся общим делом, дает уверенность в возможности воздействовать как на свою судьбу, так и на судьбу общества. Советник дает учащимся полезные и необходимые навыки поведения, общения в совместной работе.
Формирование лидеров не стихийный процесс, его можно и нужно организовать, и это необходимо делать в процессе обучения и воспитания. Важно, чтобы сегодняшние подростки, будущие лидеры XXI века, которые станут управлять государством на различных уровнях, владели демократической культурой личности, формами эффективной организации и управления, разрешения конфликтов, умением общаться.
Деятельность советника по воспитанию зависит от личностных, деловых и профессиональных качеств. И это не просто слова! Моя практика показала истину этих слов. Я педагог, который находится на одной волне с детским и молодежным коллективом. Но, чтобы быть советником, мало иметь природные лидерские качества, необходимы знания и навыки, делающие человека лидером. А еще надо быть советчиком. Советник дает советы по профессиональной своей должности, а советчик – по собственному желанию и опыту. Он по воспитанию является скорее другом, чем номенклатурной единицей.
Советник директора по воспитанию должен стремится сплотить коллектив не только в своей школе, но и во всей стране. Именно с советником учащиеся находят для себя полезные и интересные дела, раскрывают свой потенциал разными возможностями. В каждом ребенке советник видит достойного наследника великих дел первооткрывателей и первопроходцев.
Каждый советник директора должен понимать: наша работа – это миссия! Важная! Очень важная! Наша работа объединяет всех участников образовательного процесса! Объединяет с одной с великой целью – чтобы наши дети были с Россией! Были первыми! Были последователями славных традиций и побед нашей Родины!
За достаточно короткий срок многое уже сделано! И самое главное, знаете, что? Самое главное – это то, что дети хотят быть в движении, они с удовольствием реализуют свои потребности, глаза их горят, души открыты новому и созидательному!
Советник – это выбор сильных людей, готовых вписать свое имя в историю нашей России.
Екатерина ЛЕОНОВА, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями школы №2010 имени Героя Советского Союза М.П.Судакова
Комментарии