search
main
0

Я согласен на медаль… Но какой ценой?

Спасибо от родителей плюс четыреста рублей

Как объективно подойти к выставлению отметки? К сожалению, сплошь и рядом приходится сталкиваться как с их завышением, так и с занижением. Больше всего, конечно, с завышением.

Считается, что учитель может претендовать на более высокую категорию, если качество обучения по его предмету (количество отличных и хороших отметок в классе) не ниже 70%, причем эта цифра должна быть стабильна последние три года, либо иметь тенденцию к росту. Это при том, что отметки по предмету выставляет сам учитель. А что если класс слабый или темы трудные? Вот и стоит учитель перед дилеммой: либо плюнуть на более высокую категорию и ставить отметки более-менее объективно, либо пойти на компромисс с совестью и где только можно отметки завышать.

А с другой стороны… Ученик на уроках хамит, мешает вести занятия, часто опаздывает, а то и вовсе прогуливает, но при этом уровень его знаний по предмету выше, чем у многих его одноклассников. Понятно, что можно побеседовать с родителями, вызвать на педсовет и т.п. Но учитель в своих правах ограничен. Как бы ученик ни хамил, в соответствии с законодательством мы не имеем права отчислить его из школы, пока он не окончил 9 классов. И что же, ставить этому ученику “4” и “5”, когда тем, кто старается на занятиях, но, быть может, менее способен, ставить “3”? Здесь учитель призадумается, тем более что у каждого преподавателя есть в запасе несколько вопросов по каждой теме, способных, как “вытянуть”, так и “утопить” практически любого ученика.

Давайте немного посчитаем. Итак, для того чтобы получить более высокую категорию, многим учителям приходится завышать отметки по своему предмету. Если, к примеру, получается 100 рублей в месяц за отметку – то 1200 в год. Неплохое начало. Теперь, следуя рассуждениям учителя: “Если я поставлю Петрову “два”, то у меня будет долгий и неприятный разговор с его родителями, администрацией школы, дополнительные занятия с ним и переэкзаменовка по предмету, а если поставлю “три”, то получу благодарность родителей, признательность администрации и уйму свободного времени. А если “4” или “5” – то презент”. Прикинем. Дополнительные занятия – два-три раза в неделю по два-три часа в течение минимум месяца. Исходя из того, что в среднем один час занятий в школе стоит 7 рублей, это от 112 до 252 рублей. Возьмем среднее – 180 рублей. Это тот минимум, который теряет учитель, вынужденный заниматься с отстающим учеником дополнительно, а не в порядке, скажем, репетиторства. Прибавим сюда затраты (денежные и временные) на поездки, а также, возможно, на лекарства (в дороге можно простудиться, да и на занятиях понервничать), и в итоге получим около 400 рублей. Теперь стоимость годовой отметки в школе составит уже 1600 рублей.

Идем дальше. Выставлением итоговых отметок занимается классный руководитель. И здесь у него полная свобода. Вот и идут некоторые на сделку с совестью: понравился ему ученик или его родители нужные люди, вот и ставит он этому ученику в аттестат пятерку, вне зависимости от того, что поставил ему учитель-предметник. Неужели директор школы будет сверять отметки в аттестате с отметками в журнале? А уж кому из учителей дать подписать аттестат, они знают. Таких учеников в классе набирается четыре-пять. Берем за эту маленькую “услугу” подарочек рублей эдак на 400, получаем 1600-2000 рублей. Среднее значение плюсуем к уже имеющейся сумме, и в итоге имеем 3400 рублей в год за отметку.

Медалисты. Не дай Бог кто-то из учителей-предметников тройку на уроке поставит или вкатит будущему золотому медалисту “четыре” за четверть. За этим надо следить. А плата – ну рублей 300 премиальных да от благодарных родителей подарок рублей на 400. Итого: 3400 + 700 = 4100.

Прогульщики. Один – два. Не могут, да и не желают заниматься. Ставим государственную отметку – и катись отсюда. Спасибо от родителей плюс еще 400. Итого 4500.

“Мертвые души”. Нет возможности заниматься (болезнь, за границей с родителями и т.п.). Мелочиться не будем – 1000 рэ. Итак, 5500.

Может быть, все? Да нет, вариантов много. Можно отметку исправить и за урок, и в четверти, и в полугодии. Можно от занятий освободить и “автоматом” за год выставить то, что нужно, и т.д. и т.п. Все это касается стоимости оценки для учителя. Теперь посмотрим, чего стоит оценка для школы.

Платные учебные заведения. Каждый ученик – это минимум 3600 рублей в год. За платного ученика нужно бороться. Кому не понравится, если в аттестате будут сплошные пятерки? Человек семь-восемь “халявщиков” найдется. Плюсуем школе в среднем 27000.

Можно зазывать и медалистов. Таких пять-шесть. Добавим школе в среднем 19800. Итого 46800.

Разделим полученную сумму. Итак, 50% школе – на ремонт, оборудование и т.п. Остальное – учителю. Вот только что делать тому педагогу, который не желает продаваться, а хочет честно сеять разумное, доброе, вечное?

Василий МИКРЮКОВ,

кандидат технических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте