Леонид ПЕРЛОВ, учитель географии лицея «Вторая школа», выпускник географического факультета МПГУ: – Поступая в институт, я не планировал быть учителем, всегда хотел быть геологом. Но, вернувшись из армии, обнаружил, что несколько моих друзей работают учителями, у меня была возможность за ними наблюдать, в процессе наблюдения я понял, насколько это интересно – учить детей, рассказывать и показывать им то, что ты знаешь сам. Мы занимались с ними спортивным туризмом, ездили на Кавказ, на Валдай. Позже были экспедиции в Крым и Карелию. Я ведь сначала учитель, а потом географ.
Я работаю в школе много лет и за эти годы понял, что универсальных методик не бывает. Все зависит от детей, от того социального слоя, в котором они живут. Не бывает двух одинаковых классов. Конечно, жизнь не стоит на месте, стремительно развиваются технологии, появляются новые источники информации. Я помню, как в 1995 году проводил семинар, посвященный использованию в работе учителя компьютера, который у меня появился в 1994 году. Сегодня все можно найти в Интернете, его нужно использовать в преподавании, но в меру.Изменились и дети, в психологическом плане совершенно точно, меняется стиль их общения, но есть одна неизменная вещь – детям нельзя врать, они должны чувствовать, что небезразличны тебе. Ведь и они на тебя влияют, и ты на них.Мой урок всегда разный, могу 15 минут посвятить повторению материала в разных формах: используя раздаточные материалы или задавая вопросы. Я задаю детям на дом контрольные задания, они отдают их друг другу на проверку. Ученик читает свой тест вслух, а все остальные наперебой говорят, что этот ответ правильный или неправильный. Детям это нравится, они ведь обожают искать соринку в чужом глазу, а сами жутко боятся сделать ошибку. Если ребенок найдет ошибку в учебнике, я ставлю ему «4», а если еще и исправил – тогда «5». Когда мы заканчиваем тему и нужно подвести итоги, чтобы поставить оценки, то играем в игру: ребята продолжают друг за другом фразы таким образом, чтобы получился связный текст. При этом у них нет времени на размышление, все же происходит очень быстро – максимум три секунды на обдумывание. Участвуют сразу много учеников, а все остальные фиксируют ошибки, что тоже оценивается.На летних каникулах большинство класса ездят с родителями в отпуск, я даю им задания на какую-нибудь тему, например, если ребенок едет в Италию, он должен за 6 минут рассказать все об итальянской пицце, за это я тоже могу поставить оценку. То есть я стараюсь придумывать нестандартные задания, чтобы разбудить в них азарт.Конечно, преподавать географию в физико-математическом лицее непросто. Самое трудное в нашей профессии – создание у ребенка мотивации к предмету, в этом проблема начинающих учителей. Часто молодой преподаватель боится класса, а ребята это чувствуют и пользуются.Научить быть учителем невозможно, все приходит с практикой. Педагогика на 95% ремесло, а остальное – искусство, но и среди моих учеников есть географы, они учились в МГУ, в этом году несколько ребят тоже будут поступать в МГУ.Что касается экзаменов, я сам составитель ЕГЭ и знаю, что такое получить 100 баллов по географии. Мой личный средний результат – 98 баллов, но не нужно думать, что, будучи составителем ЕГЭ, я имею какие-то привилегии. То, что знаю я, знает любой учитель, просто я знаю, как правильно готовить к ЕГЭ, и по мере сил помогаю коллегам. Сегодня часов географии в школе мало для того, чтобы понять предмет на нужном уровне. Да и сам курс построен не совсем верно, он начинается в 5-м классе, когда дети в силу своих психофизиологических особенностей еще не готовы воспринимать информацию такого рода.От детей много радости, но много и проблем. Сейчас у меня выпускной класс, в котором учатся только мальчики, с ним непросто, но очень интересно.
Комментарии