Школа слишком разная, чтобы говорить о ней однозначно.В школе сама жизнь.
Много жизней. Они кружатся в хаосе, в танце, в хоре. Школа всегда неожиданна.Мои друзья по цеху часто любят говорить, что она подобна вулкану. Никогда не знаешь, когда наступит извержение. Никогда не знаешь, чем закончится хмурое утро. Ты можешь уйти из школы. Но школа никогда из тебя не уходит. И не уйдет. Она заставит тебя думать, принимать решения, отчаиваться и радоваться. Ты никогда не сложишь картину. Никогда не закончишь свою работу, свои разговоры.Директору видится одно, учителю – второе, ребенку – третье. Давным-давно я был директором у старшеклассников. Я шел в кабинет, неспешно поднимаясь по лестнице. Витя бежал с третьего этажа к первому. Лицо его выражало сильную досаду. Знаете, что называется, до слез. Видимо, Витя чем-то сильно расстроился и спешил что-то поправить. Что-то очень неприятное могло произойти. Я поднимался по лестнице. Он встретил меня взглядом и замедлился. «Что-то случилось?» – почти машинально спросил я. Он ждал. Он точно ждал, когда его кто-то спросит. «Ой-ё, шире Вселенной горе мое!» В этот миг с ним это и было. Горе шире Вселенной. «Кольцо потерял. Для своей девушки!» – он обрушил на меня свой шепот с такой горячностью, что я остановился и был готов расстраиваться вместе с ним. Я не понял. Не понял, что делать. Не понял, как быть. И как-то само собой вышло: «Ну ты же не потерял то, что оно значит? Дружбу не потерял?» «Нет…» – он остановился, как автомобиль от резкого нажатия тормоза. Стоял мгновение, раскрыв рот. Сделал шаг вниз, держась за перила. Потом оттолкнул себя рукой назад и побежал. Побежал на третий этаж. Наверное, к дружбе. Уже сверху он крикнул мне: «Спасибо, Павел Аркадьеви-и-и-ич!» Двери на третий этаж скрыли его шум, унесли счастливое лицо и пропавшую внезапно Вселенную горя. Надо же. Я шел после очень умного семинара. Он весь стоил не больше этого мгновения. Или вот еще.Утро. Сменку проверяю. Девочки все со сменкой. Мальчики – через одного. Мальчикам говорю: «Не пущу в школу. Идите домой за сменкой, а потом на урок».Приходят через три (!) минуты – показывают. Смотрю размер. Говорю: «Ведь размер-то не твой». Отвечают: «Ну и что? Есть же». Вот попробуй тут возразить. Мальчики очень сообразительные. Девочки – старательные. Школа одна. Думаю. Может, зря это мы так со сменкой? Может, нужно всем старшеклассникам так и объявить: девочки со сменкой, а мальчики без нее? Может, пора уже навести полодифференцированный порядок? Прямыми и простыми бывают только мои мысли. Дети всегда непростые и верят только поступкам.NB! Павел Сергоманов – директор Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, кандидат психологических наук.
Комментарии