Один педагог, выступая на солидном мероприятии, заявил, что его школа способна обучать до полумиллиона учеников в год. А потом, выждав, пока не утихнет недоуменный шум в зале, добавил: «На самом деле, если пользоваться стандартными категориями, в школе у нас обучаются приблизительно полторы тысячи человек и работают около сотни преподавателей. Но вы же прекрасно знаете: ребенок, пришедший к вам на урок, уходит с него изменившимся, сегодня он уже не тот, что был вчера, завтра вновь станет другим – лучше, умнее, воспитаннее. Потому-то я считаю, что каждый день у нас учатся все новые и новые ученики!»
Это, конечно, шутка. Но в ней есть лишь доля шутки. На самом деле люди и правда со временем меняются, порой очень сильно. Настолько, что воспринимаешь их как разные личности. Классика жанра – мужчина берет в супруги одну женщину, а после свадьбы получает совсем другую, как подменили. Ну или наоборот. Что уж говорить про детей, которые в начальной школе были такими, спустя 11 лет стали совсем иными.
Мы меняемся, хотя сами этого не замечаем. Точнее, мы замечаем изменения в других, а насчет себя кажется, что все осталось, как и прежде. Однако если сесть и постараться с чьей-то помощью проанализировать собственное мировоззрение, окажется, что многие базисные понятия претерпели серьезные потрясения, в фундаменте появились трещины, отдушины или, наоборот, дополнительные слои бетона. Человек верил во что-то, а жизнь его жестоко приложила, и теперь в душе пустота. Либо, наоборот, был неверующим, как чугунная гиря-двухпудовик, но с годами в корне пересмотрел свои взгляды и теперь наполнен верой, как цеппелин водородом.
Хорошо это или плохо? Все зависит от контекста. Главное, насколько происходящие в тебе изменения способны влиять на других людей, а также сочетаться с их собственными изменениями. Глупо надеяться, что мир стабилен и все будет так, как было пять, десять, двадцать, девяносто пять лет назад. И надо пытаться соответствовать запросам времени, одновременно стараясь сохранить свою уникальность и самобытность, насколько такое возможно.
Но даже если это не получается, остается последний повод для оптимизма – утверждать, подобно тому самому педагогу, что мы теперь имеем не ту же самую «Учительскую газету», которую знали наши прадеды, деды и отцы, а много-много разных газет, сделанных в разное время разными людьми для разных читателей. И это будет в каком-то смысле правдой, потому что все мы меняемся…
Вадим МЕЛЕШКО, редактор отдела политики и экономики образования
Комментарии