Два урока по роману Федора Достоевского «Преступление и наказание»
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Тема «Путь Раскольникова к преступлению»
Цели: учить детей читать Достоевского; показать психологические истоки решения Раскольникова; обратить внимание на «вечные вопросы» в произведении (гл.1 – 6); ответить на вопрос: преступник ли Раскольников?
Идеологическая основа романа: в романе отражены идеи, которые «носились» в воздухе (революционно-демократические о насильственном преобразовании общества; бонапартистские – теория сильной личности, для достижения своей цели все средства хороши, когда вершатся великие дела, кто-то обязательно должен погибнуть).
Работа с текстом (гл. 1 – 6)
Задание. Выписать ситуации, слова, состояния, мысли, приведшие Раскольникова к мысли о возможности и необходимости преступления.
Глава 1
1. «Молодой человек чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был кругом должен хозяйке…»
2. «Он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию».
3. «Он был задавлен бедностью… Насущными делами своими он совсем перестал и не хотел заниматься…»
Задание. Нарисовать дом, в котором мог проживать Раскольников.
(Вспомнить Булгакова: «дворницкие исчезли, появились кражи».)
4. Идет к старухе на пробу. «На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!..»
5. В распивочной (пьяные, компания с одною девкою и гармонью), песня:
Целый год жену ласкал,
целый год жену ласкал,
По Подъяческой пошел,
свою прежнюю нашел…
Глава 2
6. Разговор с Мармеладовым: бедность не порок, но нищета – порок.
7. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти!»
8. Рассказывает историю Сони (проживала по желтому билету).
Раскольникова поражает то, что семья живет на деньги, которые приносит Соня. Лицемерие общества (Соня не может жить с родными, а родные пользуются ее «услугами».)
9. «В это время целая партия пьяных вошла в распивочную, и раздались у входа звуки шарманки и детский надтреснувший голосок, певший «Хуторок». (Взрослые зарабатывают на нищих детях.)
10. Раскольников дома у Мармеладовых. Угнетающее впечатление.
Глава 4
11. «Письмо матери его измучило. (…) Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит! Жертву-то, жертву-то обе вы измерили ли вполне? Так ли? Под силу ли? В пользу ли? Разумно ли?».
12. «Вчерашняя мысль опять пронеслась в его голове… он предчувствовал, что она непременно «пронесется», и уже ждал ее… но… теперь явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грязном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это…»
13. На улице встречает пьяную, оскорбленную, обманутую девушку лет пятнадцати-шестнадцати. Спасает ее от плотного, жирного господина. Озлобляется. Почему? Рассуждает о «проценте»: «А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет!.. Не в тот, так в другой?..»
Нужно что-то делать: индивидуальный бунт, протест героя.
Глава 5
14. Останавливает Раскольникова его мысль о Разумихине и страшный сон (мужики забили лошадь): «Боже!.. неужели ж я в самом деле возьму топор, стану бить по голове… буду скользить в липкой, теплой крови… красть, дрожать… Ведь я же все равно не решусь! Я ведь не вытерплю, не вытерплю… Господи! Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой… мечты моей!». Отвращение к убийству.
Казалось бы, от-решился, но идея сильней: случайный путь домой по необычной дороге – по Сенной – стал роковым.
15. Встречает Лизавету, узнает, что в тот час ее не будет дома.
Глава 6
16. Заходит в трактир, «странная мысль наклевывалась в его голове… и очень его занимала».
17. Слышит разговор офицера и студента об Алене Ивановне: «Да что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана…»
«…А скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?»
«Разумеется, нет. Я для справедливости…»
Раскольников слышит в этом какое-то предопределение, указание, решается на убийство.
Анализ пути героя к преступлению.
Домашнее задание. Выписать «вечные вопросы» (главы 1 – 6).
Тема «Опровержение теории Раскольникова»
Цели: учить читать Достоевского; показать психологическое состояние героя после совершения поступка (мастерство автора); ответить на вопрос «Преступник ли Раскольников?».
1. Оценка поступка
Необходимые заметки:
Дом Капернаумова, в котором живет Соня (Капернаум – город, в котором проповедовал Христос).
Лизавета в черновиках Достоевского беременна, 8 месяцев, страшная истина: человек, решившись на убийство, остановиться не может. Если бы Раскольников убил Лизавету с ребенком (!), сошел бы с ума.
Во время бунта – общественного или личного – ВСЕГДА погибают невинные люди. Автор против насилия и бунта; противостояние теории бонапартизма.
Сделать вывод: какой поступок совершает Раскольников и каков внутренний (философский, исторический, мировоззренческий) подтексты поступка?
2. Состояние Раскольникова
Сны, слова понимаются им только в контексте преступления. (См. табл. 1.)
Раскольникова мучает страх. Потеря теории бонапартизма. Почему не мучает совесть? Нет веры в Бога!
Раскольников испытывает Соню (ч. 4, гл. 4):
«Знаю я, как вы в шесть часов пошли…»;
«Катерина Ивановна вас чуть не била…»;
«А с вами что будет?..»;
«Катерина Ивановна в чахотке злой, она скоро умрет…»;
«А коли вы теперь заболеете…»;
«Дети всей гурьбой на улицу пойдут…»;
«С Полечкой, наверно, то же самое будет…» (Вспомнить стихотворение Некрасова «Еду ли ночью по улице темной…»).
Соня – что необычного в образе?
Она не характерна для публичного дома (худенькая, бледная, слабая здоровьем, думающая, мучающаяся). От этой грязи ее спасает только вера, она читает Евангелие («Воскрешение Лазаря» – Раскольникову).
Идея автора: если умершего МОЖНО, то оступившегося НУЖНО воскресить. И Соня это знает. Потому и пойдет за Раскольниковым.
Правда Раскольникова и правда Сони (ч. 5, гл. 4). (См. табл. 2.)
Вывод: у Раскольникова еще нет осознания вины, но мы понимаем, что он это сделал, так как «озлился», захотел проверить «тварь ли я дрожащая». Раскольников теряет себя!
3. Их воскресила любовь
«Сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого…» (Сравнить с биографией Достоевского, что для него значила вторая жена Анна Григорьевна.)
Анализ эпилога.
Итог урока. Обратить внимание на «движение» души Раскольникова до сцены в эпилоге: «…их воскресила любовь».
Ольга КОВАЛЕВА, учитель русского языка и литературы средней школы №70 Тюмени
Комментарии