Вспоминаю себя девятиклассницей, второй год изучающей химию. 30 пар глаз обращены к столу, за которым священнодействует учитель. Опыты захватывают и увлекают меня так же, как и талант преподавателя. И вот уже созрело решение, твердое и непреклонное: я буду учителем химии. В семье, где никогда не было учителей, это решение серьезно никто не воспринял. Но оно крепло, и любовь к предмету перерастала в интерес к профессии.
К школе, как и к учителю, относятся по-разному. Одни произносят слово «учитель» с трепетом и восторгом, другие видят в нем одну из множества профессий, кто-то в сердцах, с осуждением и досадой говорит: «А еще учитель». Но нет людей, которым все равно: школа была в жизни каждого.
А.П.Чехов как-то сказал: «Университет развивает все способности человека, в том числе и глупость». Думаю, что эти слова применимы и к школе, поэтому моя задача – пробудить интерес к познанию, к постижению истины. Детские души – хорошо подготовленная почва, моя задача – посеять здоровые семена.
Мне никогда не нравилось сухое казенное слово «педагог». Все время помню, что в переводе с древнего оно означает «надсмотрщик» и поэтому разделяю эти два понятия: «педагог» (которым может быть любой) и «учитель» (которым надо родиться и состояться).
Встречаясь с детьми, никогда не забываю, что они не готовятся к жизни, а уже живут. И у них есть все: победы и поражения, любовь и предательство, горечь и радость. Да, мне важно, чтобы из стен школы вышел выпускник, хорошо знающий мой предмет, но еще важнее, чтобы в большую жизнь ушел Человек.
Раскрывая на уроках тему «Химия и жизнь», неизбежно касаюсь экологических проблем, вопросов жизни и выживания на нашей планете. Но экология души человеческой волнует меня не меньше. Как ввести ребенка в мир, чтобы он сохранил себя в потоке безнравственности? Какой мощный нравственный стержень должна иметь я сама, чтобы помогать детям в их поисках жизненного пути.
Утром, встречаясь с учениками, спешащими, как и я, в школу, невольно вслушиваюсь в их разговоры: радуюсь веселым, полным юмора репликам, огорчаюсь, услышав грубость, сигналом повышенной опасности становятся озлобленность и ожесточенность. Так ежедневно сама жизнь корректирует мои шаги. В этом прелесть моей работы: каждый новый день не похож на предыдущий, максимально заполнен делами большими и малыми, значимыми и обычными, создавая ощущение полноты, полноценности жизни.
«Я счет шагам веду…» – сказал поэт. Эти строки вслед за ним повторяю и я, проверяя каждый свой учительский шаг самым строгим и незыблемым критерием – нравственностью и человечностью.
Оксана РАСТОРГИНА, учитель химии и биологии лицея №1 Всеволжска, учитель года Ленинградской области-2005
Комментарии