search
main
0

Я счастливый человек

Одинаково интересно учить и учиться, открывать ранее незнакомое и удивляться

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!» – так начинается одна из глав самой солнечной повести Л.Н.Толстого «Детство». Безусловно, все мы ассоциируем детство со счастьем. Бурю положительных эмоций в это время могут подарить самые простые и порой неожиданные вещи: выпавший первый снег, звонкий весенний ручеек, залетевший в окошко шмель или поездка к бабушке в деревню.

В чем заключается секрет счастливого школьного детства? Подумаем вместе.

Взрослые любят вспоминать о детстве, о школьном особенно. Я не являюсь исключением. Тем более что школьные события во многом определили мое будущее. Но обо всем по порядку.

Как большинство из нас, в школу пошла с интересом и опасением одновременно. Интересно было узнать другую жизнь, особенно она мне, семилетней девочке, казалась новой и загадочной, потому что пошла я в первый класс в школу-новостройку в новом микрорайоне. Помню первый свой день в школе и запах краски и новой мебели. Первая учительница Людмила Васильевна, только что окончившая педагогический институт и тоже вступающая вместе с нами в новую жизнь. Для нее мы стали первыми учениками, первыми надеждами, первыми слезами и первыми победами.

Школа немного пугала, потому что я боялась не найти друзей. Но это оказалось напрасным. Помню, уже в первый день нас фотографировали в актовом зале, и мы, крепко взявшись за руки, кружились с девочкой Юлей, которая потом стала моей лучшей школьной подругой.

Вот мы и нашли первый секрет школьного счастья – первая учительница, которая априори на всю жизнь будет самой лучшей, и настоящая школьная дружба.

А дальше школьный календарь зашелестел своими страницами. Незаметно пролетели годы. И вот я уже девятиклас­сница. И у нас новый классный руководитель Эдуард Семенович. Он выпускник Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина и очень любит русский язык и литературу. Помню, как он открывал нам мир словесности на своих уроках. Увлеченно и с любовью проводил лекции и семинары (непривычно для школьного формата в те времена), устраивал КВН, ставил литературно-музыкальные композиции, возил на экскурсии, посещал с нами театры. Наш класс организовал школьный театр, где мы ставили русскую классику. Сейчас об одном только жалею: не осталось фотографий тех постановок, где я играла Марью Болконскую, Гертруду из «Гамлета» и Герду Андерсена. А еще были беседы после школы, когда мы приходили к Эдуарду Семеновичу после уроков просто поговорить, и он рассказывал о своей жизни, особенно любил вспоминать студенческие годы. Украдкой я заглядывала в его конспекты уроков, а дома писала такие же, штудируя монографии о писателях и поэтах.

Думаю, не будет неожиданным, если скажу, что я выбрала профессию учителя русского языка и литературы, с отличием окончила Московский государственный открытый педагогический университет и с 1997 года работаю в школе. Я считаю себя счастливым человеком, потому что выбирала свой профессиональный путь сама, осознанно, руководствуясь любовью к предмету и равняясь на своего наставника. Второй секрет школьного счастья – повстречать на своем пути учителя, который увидит в тебе способности, раскроет таланты и поможет реализовать свои возможности.

На этом моя история не заканчивается. Бытует мнение, что родители, которые в свое время любили школу, передают эстафету своим детям. Наверное, это так. Я мама двоих сыновей. Старший сын Иван в прошлом году окончил с золотой медалью школу, успешно сдал выпускные экзамены, стал стобалльником по информатике и поступил на престижный факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Скажете, что здесь удивительного, генетическая предрасположенность любить учиться. Не буду спорить. Может быть. Но это не единственная причина. Здесь сыграл роль не только мой родительский пример. Считаю, Ване очень повезло. Он попал в школу, где не только учили, но и воспитывали, прививали любовь к учебе, труду, школе, открывали горизонты новых возможностей (так, результативное участие в олимпиадном движении значительно помогло Ивану при поступлении).

Третий секрет счастливого школьного детства – вовлеченность всех взрослых, окружающих ребенка, в школьную жизнь, и не с целью контроля и назидания, а ради самого процесса обучения и воспитания, когда всем, и детям, и взрослым, одинаково интересно учить и учиться, открывать ранее незнакомое и удивляться, помогать и поддерживать, взрослеть и развиваться, иными словами, всегда идти вперед вместе.

Многие спросят: «А что будет дальше, когда прозвенит последний звонок и ученик, достигший отличных результатов, окажется во взрослой жизни? Обязательно ли счастливый ребенок становится успешным взрослым в будущем? Как вообще сопоставляются счастье и успех?»

В определенных кругах, к сожалению, пользуется популярностью западная теория, утверждающая, что хорошая учеба не только не способствует успеху ребенка, но в некоторых случаях даже препятствует ему. Это относится в основном к успеху финансовому. Об этом много пишет Роберт Кийосаки, автор бестселлеров на тему личных финансов и бизнес-образования.

Практика же показывает, что теория эта давно устарела, и в доказательство можно вспомнить некоторых успешных людей в мире бизнеса, которые и школьные годы проводили с пользой.

В качестве примеров назовем несколько известных фамилий. Среди них Джефф Безос. Он один из богатейших людей планеты, основатель американского интернет-магазина «Амазон», который с недавнего времени переключился на реализацию своей детской мечты – полететь в космос на собственном космическом корабле. Известно, что Джефф был отличником в школе и любимым предметом будущего миллиардера была физика. Надо также отдать должное матери Безо­са, она ежедневно возила сына в школу для одаренных детей, которая находилась на удалении шестидесяти километров от их дома.

Еще один типичный отличник, превратившийся в миллиардера, – Илон Маск, один из лидеров мирового списка «Форбс». Он известен благодаря своей амбициозной программе колонизации Марса, а также по нашумевшему электромобилю «Тесла» – символу перехода человечества на экологически чистое топливо. Известно, что Илон воспитывался строгим отцом, потому и к учебе относился серьезно. Это сыграло на руку будущему инженеру. Еще школьником он находил время на дополнительные занятия, самостоятельно научился программировать.

Как видите, примеров успешных отличников в бизнесе много. Мир меняется, и хорошая учеба занимает в нем все более важное место. И если счастье для некоторых заключается в деньгах, то путь к нему лежит через школу.

Да и не важно, бизнесменом станет выпускник или выберет другое поприще – станет лечить, учить, судить, главное, что положительный опыт школьной жизни во многом определяет правильный, позитивный жизненный вектор.

В одной из книг известного современного педагога Шалвы Амонашвили читаем: «Кто есть учитель света? Любой, кто устремлен впитать в себя море света… Устремленный к свету уже есть светоносец… Учитель света верит в каждого ученика». Учитель излучает свет знаний, любви и добра и тянется к светлым детским душам. Это и позволяет считать школьную жизнь самым счастливым и незабываемым временем, в которое каждому хочется вернуться вновь и вновь.

Елена МОРОЗОВА, учитель русского языка и литературы школы №2031

Оценить:
Читайте также
Комментарии

  • 13 июля, 2022 в 13:23

    Статья понравилась, напрягает одно- личности отличников, которые впоследствии стали миллиардерами, которыми восхищается автор…
    Вопрос! У нас в России нет примеров для подражания? Либо делаю вывод – все успешные люди в нашей стране плохо учились в школе😂😂😂

Реклама на сайте