“Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”, – считал великий русский поэт Н. Некрасов. А кто он такой – гражданин? “Отечества достойный сын”, – отвечал поэт. Воспитывать достойных граждан своего Отечества – одна из важнейших социальных задач, поскольку благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены. Первостепенная роль в решении этой ответственной задачи принадлежит семье и школе. Однако, учитывая то, что большинство семей в России сегодня стоят перед дилеммой выживания, основная тяжесть в воспитании юных граждан страны ложится на плечи школы.
Введенный несколько лет назад в программу российской школы курс “Граждановедение” дает возможность начиная уже с пятого класса прививать учащимся навыки нравственной и правовой культуры. Ребята знакомятся с основами государственного устройства, изучают свои права и обязанности, роль и место человека в обществе, учатся культивировать в себе качества личности. Правильно организованный учебный процесс позволяет ребятам вникать в вопросы общественной жизни, разбираться в них, вырабатывая собственное мнение. Вот выдержки из письменных ответов по граждановедению .
Юра Горлович (5-й класс): “Как только я почувствую, что в моей душе зашевелилась зависть, я сделаю все, чтобы побороть ее”.
Женя Моисеенко (6-й класс): “Когда я не буду знать, как поступить в той или иной ситуации, постараюсь поступить так, как подскажет совесть. Я знаю, что люди, живущие не по совести, испытывают муки…”
Ярослава Макарова (5-й класс): “Если мне предложат выпить вместе со всеми, то твердо скажу: нет. Я хочу вырастить детей непьющими, некурящими, не употребляющими наркотики”.
Саша Лиманов (5-й класс): “Если я окажусь в компании, где употребляют наркотики, то сразу же уйду. Я хочу жить долго и счастливо. А наркотик делает человека больным. Наркоманы – неполноценные люди, они не могут жить без этого яда. Мучаются сами, мучают близких… А разве для этого человек родится?..”
Из ответов следует, что ребята уже сейчас начинают понимать: причины кризиса нашей страны – в самих гражданах. И только сам человек может выработать у себя ценные качества и направить их не только на собственное благо, но и на благо других людей, всей страны. Тогда он и становится гражданином.
Петр КУЗНЕЦОВ,
учитель школы-интерната
Сельцо,
Брянская область
Комментарии