search
main
0

Я с удовольствием уступаю сегодня свои “Первые сто строк” министру общего и профессионального образования Александру Николаевичу Тихонову. С нынешнего номера у нас в газете у него будет собственная колонка. Он ответит в ней на ваши вопросы, которые вы задаете в своих письмах, по телефону, развеет слухи, уточнит детали, расскажет о готовящихся документах.

Петр Положевец

Говорят, что…

…Кириенко своим постановлением предоставил право министрам самостоятельно решать вопрос по сокращению аппарата, при этом использовать высвободившиеся средства либо на увеличение зарплаты чиновникам, либо на ремонт и т.д. Как вы предполагаете поступить со своим аппаратом, какой видится его структура?..

ТИХОНОВ,

министр общего и профессионального образования

– Да, двадцать второго мая премьер-министр подписал такое постановление. И сразу стали говорить: он обещал за счет сокращения помочь бюджетникам – учителям, врачам, военным, а получается, что помогает чиновникам. Ну, во-первых, чиновники тоже люди, которым тоже надо кормить семью, дом содержать, детей растить, а во-вторых, чтобы от министерства был толк, чтобы оно могло что-то решать, помогать регионам, могло формировать образовательную политику в государстве, наши чиновники прежде всего должны быть высококлассными специалистами и получать за свои “мозги” нормальные деньги. Но, к сожалению, зарплата в Министерстве образования вполне сравнима с зарплатами что в школе, что в вузе. Возвращаясь к постановлению, хочу сказать, что правительство и в самом деле дало мне, как и другим министрам, право самостоятельно решать: кого сокращать в своем ведомстве, какую структуру установить, как использовать освободившиеся средства. Хотя я знаю, что мне придется сократить до тридцати процентов аппарата, боюсь, что никаких сэкономленных средств для нужд министерства не появится, потому что уже есть решение о сокращении вдвое фонда зарплаты министерств и ведомств на второе полугодие.

Что же касается структуры нашего министерства, то в течение двух недель мы внесем в правительство проект постановления, где будут определены функции министерства, новая численность аппарата, структура с учетом того, что Высшая аттестационная комиссия становится частью нашего ведомства. Хочу, чтобы в министерстве появился институт советников -.высококлассных профессионалов – ученых, своеобразных экспертов, формирующих стратегию и тактику по главным направлениям нашей деятельности. Они не будут заниматься рутинной работой с документами, приказами, постановлениями, письмами. Они будут предлагать идеи и механизмы их реализации. Кстати, многие соглашаются работать в этом качестве на общественных началах. Среди первых, кто откликнулся на мое приглашение поработать, известные ученые Московского госуниверситета Дмитрий Кавтарадзе, он отвечает за экологическое образование, и Алексей Барабашев, который ведет международные программы, два ведущих профессора Высшей школы экономики.

Знаете, что еще “грозит” нашим сотрудникам, кроме сокращения, уже в этом году? Мы обязательно введем практику четырех-шестинедельных стажировок в регионах. Наши люди будут ездить не смотреть, не проверять, а работать в органах управления, вузах, техникумах, школах, чтобы быть в курсе реальных проблем, чтобы и коллег чему-то научить, и самим поучиться.

У системы образования очень много проблем, но я уверен в одном: помимо ресурсной базы, образование – это единственный рычаг будущего благосостояния России.

Читайте в следующем номере и всегда на 8-й полосе колонку министра. Задавайте свои вопросы, пишите, звоните, тел.928-82-53.

Почта “УГ”. С 2 по 8 июня редакция получила 296 писем

Письмо номера

Экзамены – пора стрессов

Наступила пора школьных экзаменов – пора очень нервная.

Как утверждают ученые, в день, предшествующий первому письменному экзамену, у учащихся отмечены жажда покоя, сильная депрессия, отчаяние, внутренний протест, общий негативизм, дискомфорт, нервное перенапряжение, подавление надежд. Перед вторым письменным экзаменом наблюдается то же стремление к покою, появление брони отгороженности, депрессия незначительно ослабевает, иногда появляются зачатки бойцовского азарта, пока еще слабая надежда борьбы, дискомфорт и перенапряжение несколько ослабевают – появляется защитная реакция на угрозу. Перед третьим устным экзаменом требование покоя сохраняется, бойцовское чувство увеличивается, появляется уверенность “сдавать”, депрессия все еще сохраняется, но слабеет. В это же время иммунная система работает слабо, становится меньше так называемых NK-клеток, которые убивают опухолевидные клетки, а другие клетки производят меньше интерферона; в крови появляется титр вируса Эпштейн-Барра, что вызывает распространение ланцетной инфекции, и у школьников появляются кашель и насморк; увеличиваются надпочечники, атрофируется вилочковая железа, в желудочно-кишечном тракте появляются мелкие изъязвления, благодаря которым много позже может появиться язва; повышается артериальное давление, которое, если оно будет в будущем слишком часто повышено, перейдет в гипертонию, а нарушение в работе сердечной мышцы также в будущем может вызвать инфаркт…

А ведь эти и подобные им испытания далеко не последние в жизни каждого молодого человека. Я не наивен и хорошо понимаю, что отменить или совсем уничтожить выпускные школьные экзамены в их теперешнем виде и вступительные экзамены в вузы и заменить их, скажем, системами индивидуальных, в том числе и психологических, тестов пока, да и в ближайшем будущем, невозможно – для этого нужно слишком много того, к чему не готовы школьные коллективы. Однако мы можем задуматься над гуманной педагогикой, над тем, чтобы сделать экзамены более спокойными по психологическому темпу, менее напряженными и стрессоактивными. Для этого нужно всего лишь понимание педагогов.

Уважаемые учителя, проявите внимание и педагогическую чуткость к выпускникам. Пусть выпускные экзамены не превращаются в допросы с пристрастием, разрушающие человеческие судьбы.

Максим БУКИН, психолог

Акция “УГ”

Грамота для купцов и мещан

С удовольствием откликаюсь на призыв родной газеты: “Ищем старейшую школу в России” (см. “УГ” ? 19 от 12 мая). Нашей Старицкой средней школе в прошлом году исполнилось 220 лет. Дата подтверждена документами Государственного архива Тверской области. Вот что известно о нашей школе.

В 1777 году в городе Старице Тверской губернии была открыта первая городская школа. В архивных документах имеется запись об учреждении приказом общественного призрения “градских школ для купеческих и мещанских детей, возрастающих, не приобретая полезных и нужных состояния их знаний наук и ремесел”. Оные школы были учреждены в Твери и еще в десяти уездных городах, в числе которых был город Старица. Школа открылась на 30 мест, в нее определялись купеческие и мещанские дети в возрасте 6-13 лет и обучались следующим предметам: “российской грамоте, правописанию и истолкованию христианского закона, всеобщей сокращенной истории, сочинениям с вопросами и ответами; арифметике и рисованию”. Для купеческих и имущих мещанских детей обучение было платным, однако бесплатно могли обучаться и питаться сироты и малоимущие дети. Говоря современным языком, в вопросе платы за обучение также был дифференцированный подход. Например, с купеческих детей за обучение грамоте с каждого брали по 3 рубля в год, а со “вступивших в арифметику и обучающих рисованию – по четыре рубля”. С мещанских же “имущих детей за обучение грамоте и писанию взимали по рублю в год, а с тех, кто обучался арифметике и рисованию, по 1 рублю 50 копеек с каждого”. За обучение христианскому закону и всеобщей истории плата не взималась.

Постановлением приказа общественного призрения местным властям предписывалось “для помещения школы построить в приличном месте дом и обеспечить школу всем потребным: столами, стульями, скамейками, чернильницами, аспидными досками”. Обеспечение псалтырями, букварями, экземплярами арифметики, азбуки, печатными образцами для письма, по-современному книгами и наглядными пособиями, приказ общественного призрения взял на себя.

Первоначально школа размещалась в деревянном здании на ул. Семеновской (ныне улица Маркса). Для соблюдения “учрежденного в школе порядка и тишины между учащимися, чистоты в доме был определен смотритель из людей благонадежных, честных, рачительных и благоразумных”. Кроме вышеперечисленного, он должен был смотреть, чтобы на учениках не было рваного платья, обуви и затасканного белья. “Не радеющие об этом ученики и особенно пришедшие в школу с неумытым лицом и руками в наказание задерживались в школе без выпуску”.

Бедные мещанские дети и сироты, обучающиеся в школе, снабжались “пищей, обувью, платьем из белого русского сукна с малиновыми обложками и покроем русским или немецким (по воле городского головы и гражданского общества)”. Те, кто учился за плату, ходили в своей одежде, только должны были для отличия носить шляпы, обтянутые тесьмой.

Надзор за школой поручено было осуществлять городничему и городскому голове.

Александр ШИТКОВ,

преподаватель Старицкого

педучилища, краевед

Старица,

Тверская область

От редакции.

Благодарны читателям, активно включившимся в поиск старейшей школы в России. Интересные сведения прислал краевед Александр Шитков. Школе – 220 лет! Мы обещаем непременно побывать в школе-долгожительнице и рассказать о ней на страницах “УГ”. И наш поиск не закончен. Пишите нам. Даже если вашей школе не два века и даже не один. За интересные, любопытные сведения об истории родной школы будем не только признательны, но и наградим наших авторов, неутомимых краеведов, специальными призами “Учительской газеты”. Ждем ваших сообщений.

Это интересно

“География России”

– так называется новое уникальное энциклопедическое издание. В нем свыше 5000 статей, более 100 карт и тысяча иллюстраций, научные сведения о территории, населении, рельефе, климате, экономическом потенциале и природных ресурсах Российской Федерации. Статьи о республиках, краях и областях раскрывают характеристику их территорий, месторождения природных ископаемых, экологические условия жизни людей. Статьи снабжены картами, схемами орографии, иллюстрациями.

Около 1300 статей посвящены городам, рабочим поселкам, селам – от многомиллионной Москвы до малонаселенного северного поселка Диксона, расположенного в Красноярском крае, где находятся административные органы районов, областей, краев, республик. Читатель найдет в них строки об их истории, экономических и этнографических особенностях, о памятниках старины, разных достопримечательностях, информацию о выдающихся людях, чья жизнь и деятельность связаны с этими местами.

Ценность книги повышается и наличием в ней алфавитного, тематического и именного указателей.

Издание “География России” исполнено на высоком полиграфическом уровне, подарочно оформлено. Оно адресовано широкому кругу читателей. Особый интерес представляет для учителей-географов, историков, краеведов, туристов.

Александр КОЛЕСОВ,

действительный член Географического общества, заслуженный работник культуры России

Предложение

Приз за “глупость года”

В прошлом году мне как автору “Письма номера” посчастливилось побывать в Москве, встретиться с коллективом “УГ”. Тогда главный редактор поинтересовался у меня: “А каково ваше мнение о газете, что надо сделать, чтобы учителя больше читали “УГ”?” Этот вопрос не дает покоя мне и сегодня.

Припоминается любопытная легенда. Однажды Екатерина II ехала из Петербурга в Москву. Иногда сворачивала со столбовой дороги, чтобы посмотреть, как поживает деревенская чернь. В одном селе императрица поинтересовалась у священника: “Почему не звоните в колокола?”. “О, великая государыня, – ответствовал священник. – На это есть четырнадцать причин. Первая – у нас нет колоколов, вторая…”

– Хватит одной причины, – прервала императрица.

Так и у учителей. Много причин для падения интереса к печатным изданиям. И первая – это отсутствие зарплаты. А если говорить откровенно, то, несмотря ни на что, “УГ” педагоги выписывают, потому что она защищает учителей, борется за справедливость.

Конечно, в окружающей жизни не видно, что к школе и ее проблемам общество наконец-то поворачивается лицом.

В девятом номере “УГ” рассказала о том, как зарплату учителям выдают кирпичом и надгробными плитами (см. письмо “Шлю привет вам кирпичом”). Да, в жизни стало больше всяких глупостей. А что если нам всем вместе создать такую большую коллективную “Книгу глупостей”? В ней собрать все уловки и хитрости наших властей. Получится редкое издание, достойное известной “Книги рекордов”. А если еще выбрать “Глупость года” и победителю вручить специальный приз.

Александр ПРОКОПОВ,

учитель трудового обучения

Моздок,

Северная Осетия

От редакции.

Не правда ли, интересное предложение возникло у нашего постоянного автора? Давайте соберем вместе редкую, уникальную “копилку глупостей”. В сегодняшней жизни и смешного, и печального хватает. Пусть потомки прочтут когда-нибудь наши невыдуманные истории, заметки. Пишите нам. Будем печатать в “УГ” все материалы, достойные “Книги глупостей”.

Признание

Свеча

горит,

себя сжигая

В День Победы в Алферьевском Доме культуры переполненный зал рукоплескал фронтовикам. И вот называют фамилию Любови Васильевны Муромской.

Нет, она не ходила в разведку во вражеский тыл, не водила машину по ухабистым фронтовым дорогам, рискуя жизнью, не выносила раненых с поля боя.

22 июня 1941 года студентка Пензенского педагогического института Любовь Муромская сдавала выпускной государственный экзамен.

Потом были по-военному скорое распределение и три года работы в восьмилетней школе бывшего Большевьясского района, где молодая учительница вела уроки русского языка и литературы.

Суровыми были военные годы. Словно черное воронье, кружили над селом похоронки. Утешала добрым и ласковым словом, как только могла, учеников, в доме которых омывались слезами известия о гибели близких людей. Как забыть хозяйку квартиры тетю Дашу, потерявшую на войне мужа и единственного сына? Изможденная, с отреченным взглядом, она днями сидела на земле и слабо тяпала хворост тупым топором.

Но вот три года работы позади, и молодая учительница Любовь Васильевна возвращается в свое родное село учить детей односельчан. Здесь, в Алферьевке, люди старшего поколения помнят и чтут ее родителей, простых крестьян Евдокию Николаевну и Василия Михайловича Муромских, в семье которых было девять детей. В родительском доме главным богатством были книги. Глава семьи Василий Михайлович, доброй души человек, вошел в историю села как организатор библиотеки и режиссер самодеятельного довоенного народного театра.

35 лет проработала Любовь Васильевна в школе, 21 из них – бессменно завучем.

– Скромная по характеру, Любовь Васильевна никогда не вспоминает про свои заслуги. За многолетний творческий труд она награждена шестью медалями, похвальными грамотами, значком “Отличник народного просвещения”.

Вот почему так тепло и сердечно приветствовали 9 Мая бывшего учителя земляки.

Давно уже Любовь Васильевна на заслуженном отдыхе, но, как и прежде, пользуется большим авторитетом в родном селе.

Алексей МАЛЬКОВ,

учитель, отличник

народного просвещения,

член Союза журналистов России

с.Алферьевка,

Пензенская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте