Петр Положевец
Говорят, что…
…Кириенко своим постановлением предоставил право министрам самостоятельно решать вопрос по сокращению аппарата, при этом использовать высвободившиеся средства либо на увеличение зарплаты чиновникам, либо на ремонт и т.д. Как вы предполагаете поступить со своим аппаратом, какой видится его структура?..
ТИХОНОВ,
министр общего и профессионального образования
– Да, двадцать второго мая премьер-министр подписал такое постановление. И сразу стали говорить: он обещал за счет сокращения помочь бюджетникам – учителям, врачам, военным, а получается, что помогает чиновникам. Ну, во-первых, чиновники тоже люди, которым тоже надо кормить семью, дом содержать, детей растить, а во-вторых, чтобы от министерства был толк, чтобы оно могло что-то решать, помогать регионам, могло формировать образовательную политику в государстве, наши чиновники прежде всего должны быть высококлассными специалистами и получать за свои “мозги” нормальные деньги. Но, к сожалению, зарплата в Министерстве образования вполне сравнима с зарплатами что в школе, что в вузе. Возвращаясь к постановлению, хочу сказать, что правительство и в самом деле дало мне, как и другим министрам, право самостоятельно решать: кого сокращать в своем ведомстве, какую структуру установить, как использовать освободившиеся средства. Хотя я знаю, что мне придется сократить до тридцати процентов аппарата, боюсь, что никаких сэкономленных средств для нужд министерства не появится, потому что уже есть решение о сокращении вдвое фонда зарплаты министерств и ведомств на второе полугодие.
Что же касается структуры нашего министерства, то в течение двух недель мы внесем в правительство проект постановления, где будут определены функции министерства, новая численность аппарата, структура с учетом того, что Высшая аттестационная комиссия становится частью нашего ведомства. Хочу, чтобы в министерстве появился институт советников -.высококлассных профессионалов – ученых, своеобразных экспертов, формирующих стратегию и тактику по главным направлениям нашей деятельности. Они не будут заниматься рутинной работой с документами, приказами, постановлениями, письмами. Они будут предлагать идеи и механизмы их реализации. Кстати, многие соглашаются работать в этом качестве на общественных началах. Среди первых, кто откликнулся на мое приглашение поработать, известные ученые Московского госуниверситета Дмитрий Кавтарадзе, он отвечает за экологическое образование, и Алексей Барабашев, который ведет международные программы, два ведущих профессора Высшей школы экономики.
Знаете, что еще “грозит” нашим сотрудникам, кроме сокращения, уже в этом году? Мы обязательно введем практику четырех-шестинедельных стажировок в регионах. Наши люди будут ездить не смотреть, не проверять, а работать в органах управления, вузах, техникумах, школах, чтобы быть в курсе реальных проблем, чтобы и коллег чему-то научить, и самим поучиться.
У системы образования очень много проблем, но я уверен в одном: помимо ресурсной базы, образование – это единственный рычаг будущего благосостояния России.
Читайте в следующем номере и всегда на 8-й полосе колонку министра. Задавайте свои вопросы, пишите, звоните, тел.928-82-53.
Почта “УГ”. С 2 по 8 июня редакция получила 296 писем
Письмо номера
Экзамены – пора стрессов
Наступила пора школьных экзаменов – пора очень нервная.
Как утверждают ученые, в день, предшествующий первому письменному экзамену, у учащихся отмечены жажда покоя, сильная депрессия, отчаяние, внутренний протест, общий негативизм, дискомфорт, нервное перенапряжение, подавление надежд. Перед вторым письменным экзаменом наблюдается то же стремление к покою, появление брони отгороженности, депрессия незначительно ослабевает, иногда появляются зачатки бойцовского азарта, пока еще слабая надежда борьбы, дискомфорт и перенапряжение несколько ослабевают – появляется защитная реакция на угрозу. Перед третьим устным экзаменом требование покоя сохраняется, бойцовское чувство увеличивается, появляется уверенность “сдавать”, депрессия все еще сохраняется, но слабеет. В это же время иммунная система работает слабо, становится меньше так называемых NK-клеток, которые убивают опухолевидные клетки, а другие клетки производят меньше интерферона; в крови появляется титр вируса Эпштейн-Барра, что вызывает распространение ланцетной инфекции, и у школьников появляются кашель и насморк; увеличиваются надпочечники, атрофируется вилочковая железа, в желудочно-кишечном тракте появляются мелкие изъязвления, благодаря которым много позже может появиться язва; повышается артериальное давление, которое, если оно будет в будущем слишком часто повышено, перейдет в гипертонию, а нарушение в работе сердечной мышцы также в будущем может вызвать инфаркт…
А ведь эти и подобные им испытания далеко не последние в жизни каждого молодого человека. Я не наивен и хорошо понимаю, что отменить или совсем уничтожить выпускные школьные экзамены в их теперешнем виде и вступительные экзамены в вузы и заменить их, скажем, системами индивидуальных, в том числе и психологических, тестов пока, да и в ближайшем будущем, невозможно – для этого нужно слишком много того, к чему не готовы школьные коллективы. Однако мы можем задуматься над гуманной педагогикой, над тем, чтобы сделать экзамены более спокойными по психологическому темпу, менее напряженными и стрессоактивными. Для этого нужно всего лишь понимание педагогов.
Уважаемые учителя, проявите внимание и педагогическую чуткость к выпускникам. Пусть выпускные экзамены не превращаются в допросы с пристрастием, разрушающие человеческие судьбы.
Максим БУКИН, психолог
Акция “УГ”
Грамота для купцов и мещан
С удовольствием откликаюсь на призыв родной газеты: “Ищем старейшую школу в России” (см. “УГ” ? 19 от 12 мая). Нашей Старицкой средней школе в прошлом году исполнилось 220 лет. Дата подтверждена документами Государственного архива Тверской области. Вот что известно о нашей школе.
В 1777 году в городе Старице Тверской губернии была открыта первая городская школа. В архивных документах имеется запись об учреждении приказом общественного призрения “градских школ для купеческих и мещанских детей, возрастающих, не приобретая полезных и нужных состояния их знаний наук и ремесел”. Оные школы были учреждены в Твери и еще в десяти уездных городах, в числе которых был город Старица. Школа открылась на 30 мест, в нее определялись купеческие и мещанские дети в возрасте 6-13 лет и обучались следующим предметам: “российской грамоте, правописанию и истолкованию христианского закона, всеобщей сокращенной истории, сочинениям с вопросами и ответами; арифметике и рисованию”. Для купеческих и имущих мещанских детей обучение было платным, однако бесплатно могли обучаться и питаться сироты и малоимущие дети. Говоря современным языком, в вопросе платы за обучение также был дифференцированный подход. Например, с купеческих детей за обучение грамоте с каждого брали по 3 рубля в год, а со “вступивших в арифметику и обучающих рисованию – по четыре рубля”. С мещанских же “имущих детей за обучение грамоте и писанию взимали по рублю в год, а с тех, кто обучался арифметике и рисованию, по 1 рублю 50 копеек с каждого”. За обучение христианскому закону и всеобщей истории плата не взималась.
Постановлением приказа общественного призрения местным властям предписывалось “для помещения школы построить в приличном месте дом и обеспечить школу всем потребным: столами, стульями, скамейками, чернильницами, аспидными досками”. Обеспечение псалтырями, букварями, экземплярами арифметики, азбуки, печатными образцами для письма, по-современному книгами и наглядными пособиями, приказ общественного призрения взял на себя.
Первоначально школа размещалась в деревянном здании на ул. Семеновской (ныне улица Маркса). Для соблюдения “учрежденного в школе порядка и тишины между учащимися, чистоты в доме был определен смотритель из людей благонадежных, честных, рачительных и благоразумных”. Кроме вышеперечисленного, он должен был смотреть, чтобы на учениках не было рваного платья, обуви и затасканного белья. “Не радеющие об этом ученики и особенно пришедшие в школу с неумытым лицом и руками в наказание задерживались в школе без выпуску”.
Бедные мещанские дети и сироты, обучающиеся в школе, снабжались “пищей, обувью, платьем из белого русского сукна с малиновыми обложками и покроем русским или немецким (по воле городского головы и гражданского общества)”. Те, кто учился за плату, ходили в своей одежде, только должны были для отличия носить шляпы, обтянутые тесьмой.
Надзор за школой поручено было осуществлять городничему и городскому голове.
Александр ШИТКОВ,
преподаватель Старицкого
педучилища, краевед
Старица,
Тверская область
От редакции.
Благодарны читателям, активно включившимся в поиск старейшей школы в России. Интересные сведения прислал краевед Александр Шитков. Школе – 220 лет! Мы обещаем непременно побывать в школе-долгожительнице и рассказать о ней на страницах “УГ”. И наш поиск не закончен. Пишите нам. Даже если вашей школе не два века и даже не один. За интересные, любопытные сведения об истории родной школы будем не только признательны, но и наградим наших авторов, неутомимых краеведов, специальными призами “Учительской газеты”. Ждем ваших сообщений.
Это интересно
“География России”
– так называется новое уникальное энциклопедическое издание. В нем свыше 5000 статей, более 100 карт и тысяча иллюстраций, научные сведения о территории, населении, рельефе, климате, экономическом потенциале и природных ресурсах Российской Федерации. Статьи о республиках, краях и областях раскрывают характеристику их территорий, месторождения природных ископаемых, экологические условия жизни людей. Статьи снабжены картами, схемами орографии, иллюстрациями.
Около 1300 статей посвящены городам, рабочим поселкам, селам – от многомиллионной Москвы до малонаселенного северного поселка Диксона, расположенного в Красноярском крае, где находятся административные органы районов, областей, краев, республик. Читатель найдет в них строки об их истории, экономических и этнографических особенностях, о памятниках старины, разных достопримечательностях, информацию о выдающихся людях, чья жизнь и деятельность связаны с этими местами.
Ценность книги повышается и наличием в ней алфавитного, тематического и именного указателей.
Издание “География России” исполнено на высоком полиграфическом уровне, подарочно оформлено. Оно адресовано широкому кругу читателей. Особый интерес представляет для учителей-географов, историков, краеведов, туристов.
Александр КОЛЕСОВ,
действительный член Географического общества, заслуженный работник культуры России
Предложение
Приз за “глупость года”
В прошлом году мне как автору “Письма номера” посчастливилось побывать в Москве, встретиться с коллективом “УГ”. Тогда главный редактор поинтересовался у меня: “А каково ваше мнение о газете, что надо сделать, чтобы учителя больше читали “УГ”?” Этот вопрос не дает покоя мне и сегодня.
Припоминается любопытная легенда. Однажды Екатерина II ехала из Петербурга в Москву. Иногда сворачивала со столбовой дороги, чтобы посмотреть, как поживает деревенская чернь. В одном селе императрица поинтересовалась у священника: “Почему не звоните в колокола?”. “О, великая государыня, – ответствовал священник. – На это есть четырнадцать причин. Первая – у нас нет колоколов, вторая…”
– Хватит одной причины, – прервала императрица.
Так и у учителей. Много причин для падения интереса к печатным изданиям. И первая – это отсутствие зарплаты. А если говорить откровенно, то, несмотря ни на что, “УГ” педагоги выписывают, потому что она защищает учителей, борется за справедливость.
Конечно, в окружающей жизни не видно, что к школе и ее проблемам общество наконец-то поворачивается лицом.
В девятом номере “УГ” рассказала о том, как зарплату учителям выдают кирпичом и надгробными плитами (см. письмо “Шлю привет вам кирпичом”). Да, в жизни стало больше всяких глупостей. А что если нам всем вместе создать такую большую коллективную “Книгу глупостей”? В ней собрать все уловки и хитрости наших властей. Получится редкое издание, достойное известной “Книги рекордов”. А если еще выбрать “Глупость года” и победителю вручить специальный приз.
Александр ПРОКОПОВ,
учитель трудового обучения
Моздок,
Северная Осетия
От редакции.
Не правда ли, интересное предложение возникло у нашего постоянного автора? Давайте соберем вместе редкую, уникальную “копилку глупостей”. В сегодняшней жизни и смешного, и печального хватает. Пусть потомки прочтут когда-нибудь наши невыдуманные истории, заметки. Пишите нам. Будем печатать в “УГ” все материалы, достойные “Книги глупостей”.
Признание
Свеча
горит,
себя сжигая
В День Победы в Алферьевском Доме культуры переполненный зал рукоплескал фронтовикам. И вот называют фамилию Любови Васильевны Муромской.
Нет, она не ходила в разведку во вражеский тыл, не водила машину по ухабистым фронтовым дорогам, рискуя жизнью, не выносила раненых с поля боя.
22 июня 1941 года студентка Пензенского педагогического института Любовь Муромская сдавала выпускной государственный экзамен.
Потом были по-военному скорое распределение и три года работы в восьмилетней школе бывшего Большевьясского района, где молодая учительница вела уроки русского языка и литературы.
Суровыми были военные годы. Словно черное воронье, кружили над селом похоронки. Утешала добрым и ласковым словом, как только могла, учеников, в доме которых омывались слезами известия о гибели близких людей. Как забыть хозяйку квартиры тетю Дашу, потерявшую на войне мужа и единственного сына? Изможденная, с отреченным взглядом, она днями сидела на земле и слабо тяпала хворост тупым топором.
Но вот три года работы позади, и молодая учительница Любовь Васильевна возвращается в свое родное село учить детей односельчан. Здесь, в Алферьевке, люди старшего поколения помнят и чтут ее родителей, простых крестьян Евдокию Николаевну и Василия Михайловича Муромских, в семье которых было девять детей. В родительском доме главным богатством были книги. Глава семьи Василий Михайлович, доброй души человек, вошел в историю села как организатор библиотеки и режиссер самодеятельного довоенного народного театра.
35 лет проработала Любовь Васильевна в школе, 21 из них – бессменно завучем.
– Скромная по характеру, Любовь Васильевна никогда не вспоминает про свои заслуги. За многолетний творческий труд она награждена шестью медалями, похвальными грамотами, значком “Отличник народного просвещения”.
Вот почему так тепло и сердечно приветствовали 9 Мая бывшего учителя земляки.
Давно уже Любовь Васильевна на заслуженном отдыхе, но, как и прежде, пользуется большим авторитетом в родном селе.
Алексей МАЛЬКОВ,
учитель, отличник
народного просвещения,
член Союза журналистов России
с.Алферьевка,
Пензенская область
Комментарии