search
main
0

Я русский бы выучил только на 100! Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ

​Сегодня каждый первоклассник знаком с аббревиатурой «ЕГЭ». В представлении совсем юных учеников и старшеклассников эти загадочные буквы уже окрашены в мрачные оттенки. Так ли страшен экзамен по русскому языку, как его «малюют» детская фантазия и юношеский разум?

Единый государственный экзамен по русскому языку является серьезным испытанием не только для выпускников школ, но и своеобразной проверкой на прочность учителей и родителей. Кроме того, одним из главных показателей успешного функционирования школ в условиях модернизации образовательной системы являются высокие результаты сдачи ЕГЭ по обязательным предметам. Как же максимально эффективно реализовать систему подготовки к ЕГЭ по русскому языку в старших классах и подготовить выпускников к успешной сдаче итоговой аттестации? Своим опытом на страницах образовательных изданий делятся педагоги различных образовательных организаций. И мы не будем исключением.Каждый учитель-словесник ищет наиболее эффективные пути подготовки к ЕГЭ. Правы те, кто утверждает, что системная подготовка к экзамену начинается не в старшей, а еще в средней школе. Уже тогда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, развивают речевые навыки, совершенствуют культуру общения. Для контроля полученных знаний с 5-го класса в учебный процесс включаются тестовые формы, что помогает учащимся овладеть приемами работы с заданиями, содержащими вариативную форму ответа. Моя практика показывает, что регулярно проводимые тематические тестирования позволяют быстро установить обратную связь, определить пробелы в подготовке учащихся по конкретной теме и оперативно отреагировать на них. Такая практика (использование КИМов) постепенно готовит учащихся среднего звена к формату ЕГЭ. Диагностические работы системы «Статград», независимые предметные и метапредметные диагностики МЦКО помогают оценить качественный уровень подготовки к ЕГЭ. Ранняя подготовка к предстоящим итоговым испытаниям воспитывает такие качества, как целеустремленность, самостоятельность, интерес к предмету. КИМы по русскому языку составлены таким образом, что позволяют проверить, в какой степени у выпускников средней школы развита каждая из четырех компетенций – языковая, лингвистическая, коммуникативная и культуроведческая. В целом задания с текстом представляют собой многоаспектный анализ и проверяют уровень общей речевой культуры современных старшеклассников.Задания открытого типа с развернутым ответом – это сочинение на основе предложенного текста. Здесь уместно вспомнить об уроках литературы, на которых художественные тексты становятся предметом размышлений учащихся. Такие формы работы, как развернутый ответ на вопрос, сочинение-размышление, пересказ небольшого фрагмента текста, призваны формировать и развивать навыки речеведческого анализа. Сегодня старшеклассник учится не только создавать собственные тексты, но и их интерпретировать. Анализ текста, его интерпретация необходимы как на ЕГЭ, так и при выполнении олимпиадных заданий. Важно отметить значимость системности и многоаспектности в работе учителя. При подготовке к итоговому сочинению и заданию №26 ЕГЭ (сочинению-рассуждению по тексту) буквально с 5-го класса настраиваю детей на внимательную работу с текстом, на определение проблематики каждого изучаемого произведения, выявление авторской позиции (эти критерии должны найти отражение в итоговом сочинении).Постоянная работа в старших классах позволила мне разработать свою систему подготовки выпускников к экзаменам: и к ставшему традиционным итоговому сочинению по литературе, и к ЕГЭ по русскому языку в целом. А начиналось все так… Подбор методической литературы, поиск материалов для сочинения-рассуждения, знакомство с опытом педагогов других школ. В итоге пришла к своей методике поэтапной подготовки учащихся.  Много времени уделяю работе по развитию речи. Пишем много сочинений, изложений, темы к которым часто предлагаю свои, интересные ребятам. Работая над сочинением по большому тексту, совместно с ребятами конструируем план-памятку, составленный нами с учетом требований к заданию №26. Постоянная работа с такой памяткой позволяет ученикам более уверенно чувствовать себя на экзамене, приучает следовать пунктам плана, закрепляет навыки написания сочинения. При работе с текстами произведений специально обращаю внимание ребят на изобразительно-выразительные средства. Почему? Анализируя сочинения, я пришла к выводу, что это одно из самых слабых мест в работах учеников. Опять же совместно составляем таблицу наиболее распространенных выразительно-изобразительных средств, которая служит хорошим подспорьем ученику при подготовке к написанию сочинения. Систематизировать накопленные читательские знания помогут банк аргументов (определение проблем, поднятых автором в произведении) и читательский дневник (краткое содержание произведения записывается после анализа каждого произведения). Кроме того, они станут отличным подспорьем при выборе аргументов в сочинении. Таким образом, уже к 10-му классу учащиеся подходят со знанием структуры ЕГЭ, умеют выполнять задания первой части КИМов. Последний год обучения они повторяют, практически отрабатывают и закрепляют навыки подготовки к сочинению. Об эффективности такой системы работы говорят первые результаты: из 30 процентов учащихся – 90 и более баллов, 30 процентов – 80 и более. Удается значительно подтянуть и уровень слабоуспевающих ребят: мы успешно преодолеваем минимальный порог. Имеются и стобалльники. Чтобы овладеть методикой объяснения материала на доступном для ученика языке, я и сама прошла серьезную школу подготовки.  Помимо курсов повышения квалификации на базе МИОО многому научилась и продолжаю учиться у учителей нашей школы и других школ на различных районных и городских мероприятиях.     Наша школа создает максимально комфортные условия как для ребят-выпускников, так и для учителей.   Нам была предоставлена возможность попробовать силы в пробных экзаменах (неоднократно мы сдавали тренировочные ЕГЭ в МЦКО), которые подтверждали готовность школьников  к настоящим испытаниям, а учителям давали информацию о темах, над которыми надо еще поработать.Замечательные возможности дают нам и городские образовательные проекты, среди которых «Кружок от чемпиона». Ребята с удовольствием посещают занятия в рамках кружков и продолжают совершенствовать подготовку к экзаменам и олимпиадам разного уровня. Бесспорно, все это важные шаги к заветным 100 баллам!Кроме того, у меня есть большой опыт по проверке экзаменационных работ форматов ОГЭ и ЕГЭ, я работаю экспертом. Все вместе взятое помогает мне быть в курсе всех изменений в КИМах по русскому языку и постоянно практиковаться, открывая новые пути выполнения некоторых заданий, иногда и придумывая свои. Ни для кого не секрет, что качественная подготовка к ЕГЭ по русскому языку – это многоаспектная и ответственная работа педагога и ученика, требующая прочных знаний и огромных усилий. Не останавливаться на достигнутом, не только обучая, но и обучаясь, – залог успешной работы.Но важно помнить, что этот тяжелый труд не будет напрасным. И не нужно забывать простую аксиому: «Больше знаешь – меньше боишься, меньше боишься – больше веришь в победу, веришь в победу – значит победишь». Заставить поверить в это юных учеников и старшеклассников – главная задача современного учителя.Виктория ГАВРИЩУК, учитель русского языка и литературы школы №1925

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте