Это только так кажется, что сегодня быть руководителем ИПК – милое дело. Приглашай авторов учебников и методик, собирай народ, почивай на лаврах… Увы, все не так радужно. Современный учитель берет на себя непомерную нагрузку, у него не хватает времени, чтобы еще и квалификацию повышать. Нужны какие-то новые формы, чтобы все-таки дойти до него. Молодые специалисты – другая проблема. Заканчивая педагогический вуз, они через месяц в растерянности прибегают в родной ИПК – научите, мы в класс боимся заходить! Со всем этим каждый день сталкивается заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, ректор Калмыцкого республиканского института повышения квалификации работников образования Лилия МУНЧИНОВА. Она, в отличие от своих молодых коллег, проблем не боится.
– Лилия Демьяновна, каковы основные направления деятельности вашего института?
– Основное направление – освоение нового содержания образования. Сейчас появляется много учебно-методических комплексов. Учителя должны в них разбираться. Мы внушаем педагогам республики: вы освоили учебник, например, Погорелова, но это не означает, что вы не должны думать о перспективе, о том, что можно перейти на более современный учебник. Ведь педагогическая и научная мысль работает, постоянно появляется что-то новое. Или учителя начальных классов. Если ты занковец, ты должен знать не только идеи Занкова, но и разобраться в системе развивающего обучения Эльконина – Давыдова – понять основные позиции. А если интересны подробности, мы организуем углубленные курсы. Приезжают авторы, читают лекции, проводят семинары. И наши учителя окунаются в эту атмосферу, становятся единомышленниками. Мы даже проводим слеты учителей, которые осваивают отдельные комплексы. Слеты занковцев, учителей, использующих технологию «Укрупненные дидактические единицы», программы «Школа XXI века», «Гармония».
Что касается курсов, которые проводит наш институт, мы стараемся, чтобы они не были слишком наукообразными. С другой стороны, не скатываемся никогда до примитивности, каких-то рецептурных рекомендаций, разработок, которые бездумно взял и пошел на урок.
Еще одна важная задача институтов повышения квалификации – распространение идей педагогов «завтрашнего дня», лучших учителей.
– Как вы это делаете?
– Выступая перед слушателями курсов, учитель дает не только открытый урок, но и мастер-класс. Во время мастер-класса он в обобщенной форме передает идею своего опыта. Конечно, это трудно. Поэтому на августовский педсовет мы пригласили учителей года России, чтобы наши педагоги увидели их мастер-классы. Лекция – совсем другое. Хотя некоторые педагоги предпочитают учиться по старинке – слушать лекции.
– Как вы находите талантливых учителей на местах?
– Мы организуем специальные курсы для учителей-экспериментаторов, учителей, которые хотят работать в инновационном режиме, учителей-исследователей, приглашаем преподавателей из Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, ученых. И надо сказать, что на такие курсы бывает просто паломничество. Потом люди отсеиваются… В первый раз, когда мы проводили двухлетнюю Школу педагога-исследователя под руководством известной Аллы Сиденко, пришло очень много педагогов. Все заявили, что вырабатывают гипотезы и хотят их проверить, возможно, это выльется в диссертацию. Но потом все-таки отсеялись. И защитились на самом деле 5-6 человек. Но те, кто не защитился, все равно были рады – они поняли, что надо пробовать, искать, что нельзя быть ремесленником.
– Наверняка, Лилия Демьяновна, не у всех учителей есть возможность приехать в РИПКРО и пройти курсы?
– Министерство образования республики предложило выискивать по районам тех учителей, кто не прошел повышение квалификации раз в пять лет. И начинали шельмовать. А я говорю: «Давайте проанализируем, может быть, учителя не могут выехать по состоянию здоровья, возраста, финансов. Возможно, такой педагог две ставки ведет в этой несчастной сельской школе. Давайте изучим этот вопрос». Мы у себя на ученом совете решили, что надо самим выезжать, посещать уроки, проводить индивидуальные консультации, давать задания, план самообразования. Если мы увидим, что он действительно работает над собой в своей деревне, мы пригласим его на консультацию.
Затем, в каждом районе, а у нас их тринадцать плюс город Элиста, есть учебные центры. В них работают «продвинутые» местные учителя. Это наши тьюторы, которых мы обучаем, проверяем, они постоянно отчитываются перед нами. Они доносят наши идеи до педагогов из глубинки, которые не имеют возможности доехать до республиканского центра.
– Я знаю, что в Калмыкии хорошо поставлено изучение калмыцкого языка и других языков народов, которые населяют республику.
– Сейчас основными потребителями образовательных услуг являются родители. И родители в Республике Калмыкия хотят, чтобы их дети знали языки. В одной школе ввели два языка – французский и английский, потому что родители так захотели, попросили. В другой школе дети восточные языки изучают. Даже тибетский. Родители считают, что дети в будущем будут жить в глобальном мире, где надо знать языки. В том числе и родной калмыцкий. В начальной школе ребята проходят его в обязательном порядке.
– Есть проблема с преподавателями калмыцкого языка?
– Проблема в учебниках нового поколения. В советское время язык изучали, но не владели им, потому что просто зубрили грамматику. А ведь язык предназначен для того, чтобы на нем мыслили, общались. Поэтому у нас сейчас идет поиск коммуникативных технологий для преподавания родного языка. И надо сказать, что нынешние дети больше разговаривают, чем их родители. Сейчас группа авторов работает над учебником нового поколения. Уже создали книгу для 1-го класса, апробировали. Тем не менее общество недовольно, потому что калмыцкий язык у нас все-таки на грани исчезновения. Хотя в последнее время ситуация значительно улучшилась. Учителя калмыцкого получают доплату. Есть премия президента семьям, в которых создается разговорная среда, по пять тысяч рублей ежегодно.
– Какой учителя вашей республики видят школу будущего?
– Как-то к нам приезжал академик М.М.Поташник, провел курсы «Урок XXI века», слушатели размышляли, каким будет урок – по Коменскому или совсем новая форма для учеников третьего тысячелетия. Учителя бурлили, спорили. Были сторонники классических занятий, были те, кто говорил: надо модернизировать. Но то, что необходимо менять подходы, с этим все согласились. И взгляды Поташника очень были кстати. Он говорил, что урок должен вызывать интерес у детей, показывал, как этого надо добиваться, настаивал, что содержание урока должно быть неотрывным от ребенка.
А вообще, если судить по нашему конкурсу «Учитель года Республики Калмыкия», учителя отходят от репродукции, ориентируются на продуктивный подход. Стараются, чтобы дети творили на уроке, причем каждый свое. Деятельность нашего института направлена на то, чтобы доминирующим типом в образовании Калмыкии не был учитель-ремесленник, урокодатель.
Учебную, научную, опытно-экспериментальную работу в РИПКРО ведут 56 квалифицированных специалистов: преподаватели, научные сотрудники, методисты. Среди них два доктора наук (Эрдниев Б.П., Биткеев Н.Ц.), 7 кандидатов наук, 4 аспиранта и соискателя. Три методиста (Тимошенкова А.В., Менкенова М.Г., Бадмаева Г.Э.) имеют звание «Заслуженный учитель Республики Калмыкия». Почетной грамотой Президента РК награждена Онтаева З.Х., двое работников института – Выродова Т.Д., Мунчинова Л.Д. – имеют звание «Заслуженный учитель РФ».
В структуре института две кафедры – родного языка и литературы и УДЕ (заведующие Бадмаева Г.Э., Эрдниев Б.П.), четыре проблемные лаборатории – по освоению эпоса «Джангар» в образовательных учреждениях (руководитель – доктор философских наук профессор Биткеев Н.Ц.), по программно-целевому управлению (руководитель – кандидат педагогических наук Мунчинова Л.Д.), образовательным технологиям, девять учебно-методических отделов.
Комментарии