search
main
0

“Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло”

Урок по рассказу И.С.Тургенева “Бирюк”. 7-й класс

Тема урока “Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения”

Оборудование. Аудиокассета с музыкой Георгия Свиридова “Деревянная Русь”, таблица с терминами (схема их взаимосвязи), рисунки учеников, портрет Тургенева. Выставка “Интерьер крестьянской избы XIX века”. Словарь Даля, репродукции картин русских художников на темы крестьянской жизни и русской природы.

Учитель: Ребята! Мы продолжаем работу над рассказом Ивана Сергеевича Тургенева “Бирюк”. Сейчас прозвучит музыка Свиридова “Деревянная Русь”. Вы внимательно послушайте ее, и потом мы поделимся впечатлениями, которые оставила эта музыка в душе каждого из нас.

Звучит музыка Свиридова.

Итак, какое настроение возникло? Какую картину вы представили?

Ученики: – У меня возникло тревожное чувство, как будто душа болит.

– Гнетущее и горькое чувство.

– Я представила ветхие крестьянские избы, тощую клячу во дворе, нищих людей, идущих по дороге.

Учитель: Перекликается ли это с вашим впечатлением о рассказе “Бирюк”?

Ученики: – Рассказ оставляет в душе тяжелое чувство, как и музыка.

– Нищета, убогость, безысходность крестьянской жизни, переданные в рассказе, звучат и в музыке.

Учитель: К какому моменту рассказа подходит эта музыка?

Ученик: – К началу и к концу рассказа.

– Эта музыка звучит как горькое раздумье автора.

– К описанию избы.

Учитель: Музыка помогла нам настроиться на тему урока: “Я посмотрел кругом – сердце во мне заныло”. Вдумчиво читая рассказы Тургенева, вы заметили, какое большое место занимают художественные описания природы, внешности человека, обстановки жилища героя.

Цель нашего урока – заглянуть в творческую лабораторию Тургенева с тем, чтобы понять, какую роль играют художественные описания в раскрытии характера героя, проблем произведения, т.е. замысла автора.

Мы поработаем сейчас как литературоведы, рассмотрим все художественные описания в рассказе. Трудную задачу легче решать сообща, поэтому работать будем в группах.

Учитель раздает карточки и дает время для обсуждения.

Задания группе “Пейзаж”.

1. Выразительно прочитать фрагмент текста с описанием начала грозы (“Гроза надвигалась… Дождь полил ручьями”).

2. Какие слова точно и образно передают состояние природы, краски, запахи, звуки? (Назовите ключевые слова. Какие части речи преобладают?).

3. Какие чувства вызывает у вас этот пейзаж?

Ученики отмечают обилие глаголов – “надвигалась”, “поднималась”, “неслись”, “шевелились”…

Изменения в природе подчеркивают и усиливают прилагательные, причастия, наречия (“медленно поднималась”, “навстречу неслись”, “тревожно шевелились”…)

Задания группе “Интерьер”.

1. Художественный пересказ (описание жилища Бирюка).

2. С каким чувством охотник-рассказчик описывает избу Бирюка? Как это описание помогает понять характер героя?

3. Какие слова в описании являются ключевыми?

Сделайте вывод, для чего нужно в этом рассказе описание избы? (Путь от описания жилища к пониманию характера героя).

Ученики: – Убожество избы подчеркивают существительные и прилагательные: “изорванный тулуп”, “груда тряпок”, “два горшка”, “лучина”, “люлька”, “фонарь”.

– Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер.

Задание группе “Портрет Бирюка”

1. Художественный пересказ (описание внешности главного героя).

2. Что мы узнали о Бирюке благодаря этому портрету? Как портрет помогает понять характер героя?

3. Почему лесник, человек, близкий к природе, тонко чувствующий ее, удостоился такого прозвища – Бирюк?

4. Что означает слово “бирюк” (по словарю В.И.Даля)? Соответствует ли это прозвище правде о леснике? Что сделало героя нелюдимым и угрюмым?

Ученики: По Далю “бирюк” имеет несколько значений: 1) зверь, волк; 2) нелюдимый, угрюмый человек. “Русский народ на прозвища мастер”. Наш герой – действительно нелюдимый и замкнутый. Его сделала таким жизнь: положение лесничего, ненависть мужиков, одиночество. Жена его бросила, оставила ему двух детей. Поэтому Бирюк и озлобился. Но человек, близкий к природе, любящий и берегущий каждое деревце и кустик, не может быть плохим.

Задание группе “Портрет мужика”

1. Как портрет мужика-вора помогает читателю понять его поступок?

2. Для чего в произведении нужен портрет?

Ученики: Тургенев показывает “испитое, морщинистое лицо”, “беспокойные глаза” мужика-вора. “Мужика подергивало”, он “встряхивал головой и дышал неровно”, говорил с “унылым отчаянием”: “Отпусти… с голодухи… отпусти…”, кричал “жалобно, по-заячьи”. Видя, что не пробиться к сердцу Бирюка и не дождаться сочувствия, мужик изменил свое поведение, стал проклинать лесника: “Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету…” Изменился и портрет мужика: “Глаза у него загорелись”, “на лице выступила краска”…

Задание группе “Пейзаж”

1. Зачитать и прокомментировать все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

2. Какова роль образа – символа грозы? Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа “Бирюк”?

3. Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

Ученики: При свете молнии и звуках дождя мы видим лесника, его избу, мужика. “Темно-синее небо”, “тяжелые громады туч”, “длинные молнии” – это фон, на котором происходит действие рассказа. Можно считать, что пейзаж в рассказе “Бирюк” – это одно из действующих лиц.

– Появление каждого героя связано с молнией, дождем, грозой.

– Дождь в этом рассказе помогает понять происходящее, особенно конфликт, разворачивающийся между мужиком и лесником, и позицию рассказчика.

Выводы учителя: Пейзаж выполняет разные задачи в произведении – он может передавать или оттенять настроение героев, а может выражать отношение автора к происходящему.

Гроза – образ, символ в рассказе. Это не только явление природы, Бирюк – гроза воров, гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, перешедшие в гнев.

Подведем итоги. Все художественные описания в рассказе тесно взаимосвязаны, переплетены между собой.

Домашнее задание. Определить роль художественных описаний (пейзажа и портрета) в рассказе “Бежин луг” (для урока внеклассного чтения).

Комментирование оценок.

Светлана ВОРОНКОВА,

учитель русского языка и литературы

средней школы # 73

Лесной,

Свердловская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте