search
main
0

Я полагаю, что все это стоит пошить! Советы директора Московского лицея моды, кандидата педагогических наук Любови Аль-Хаббаль

– Любовь Алексеевна, вы – педагог, управленец, бываете на самых различных мероприятиях. Скажите, хорошо ли одеваются наши учителя, директора?
– Могу сказать, что учителя из разных регионов одеваются не хуже московских. Но и те, и другие одеваются в то, что приобретают на рынке. Причем все носят одно и то же, это объясняется тем, что оптовики из регионов закупают все в столице, а потом развозят по разным городам.
– Рынки, как и магазины, забиты импортным товаром. Как выбрать то, что окажется более качественным в носке?
– Не обольщайтесь. Помните, Остап Бендер говорил, что вся контрабанда сделана в Одессе на Малой Арнаутской? Так вот, и все рыночные “импортные” товары пошиты в России. Идет игра: по большей части в Подмосковье, в меньшей степени – в Москве шьют значительную часть вещей для продажи на рынках. Лейблы ставят турецкие, вьетнамские, других стран, включая европейские. К сожалению, до сих пор большинство россиян уверены, что импортный товар лучше отечественного, вот их и обманывают, а они, судя по всему, обманываться рады. Иначе бы не покупали явную подделку по невысоким ценам.

– Можно ли определить, что товар далеко не импортный?
– Это может сделать только профессионал и то не всегда. Дело в том, что предприятия (не говорю уже о частниках) приобретают в большом количестве импортное оборудование, а портные имеют высокую квалификацию. Можно лишь иногда увидеть не так подшитый, как принято за рубежом, край юбки, не соответствующие импортным вещам прокладки на плечах или на лацканах, но и это не всегда может о чем-то говорить, потому что в России на рынке есть огромное количество самых разных деталей, которые используются при шитье одежды.
– То есть можно не волноваться: проверяй не проверяй, все равно обманут. Скажите, а в магазине тоже можно нарваться на обман?
– В магазинах (конечно, не в супердорогих, а в обычных) продается тот же товар, что и на рынке, но цены выше, потому что приходится арендовать площади, платить налоги и т.д. Поэтому люди в основном и посещают рынки – там тот же товар стоит дешевле.
– Предположим, мы с вами пришли на рынок. Что-то можем выбрать хорошее из того, что есть и по какому признаку?
– Мы можем позволить себе выбор тканей, из которых пошита вещь. В основном на рынке продают одежду, сшитую из дешевых тканей. Это не значит, что всегда из плохих, кстати, сейчас появляются и хорошие отечественные ткани. Вам нужно постараться приобрести вещь из такой ткани, где есть некоторый процент натуральных волокон (хлопка, вискозы), причем процент не маленький. Сейчас много вещей из вискозы с эластиком, может быть такая смесь – трикотин с вискозой.
– Как определить, что в ткани есть натуральные волокна?
– Нужно взять ниточку и поджечь спичкой. Если нитка сразу обугливается, то это полностью синтетическая ткань. Если продолжает тлеть некоторое время, значит, в составе ткани есть какое-то количество натуральных волокон.
– Можно ли быть уверенной, что вещь сшита отечественными мастерами, но хотя бы по зарубежным лекалам?
– В этом можете быть уверены, иначе на рынке никто не смог бы продать ни одну вещь, несмотря на все лейблы. Наши фирмы, во-первых, используют импортные лекала, во-вторых, научились делать лекала по импортным стандартам. Раньше ведь как делали? Посылали гонца в Париж, он там покупал вещи, привозил их в Россию, здесь все вещи распарывали, разглаживали и по отдельным частям делали выкройки, чтобы потом шить крупными партиями. Сегодня никто этого не делает. Во-первых, много самых различных материалов, в том числе выкроек, предлагаемых и журналами мод, и другими изданиями, во-вторых, уровень наших закройщиков и модельеров таков, что позволяет им работать без поминутной оглядки на Запад.
– В таком случае объясните, почему сейчас нельзя купить ни одну вещь без примерки. Раньше можно было приобрести вещь 48-го размера и быть уверенным, что это действительно настоящий, стандартный размер. Сегодня 48-й размер может на практике оказаться и 50-м, и 52-м, и даже 54-м. Что случилось? Фирмы экономят ткани или изменились какие-то стандарты?
– Дело не в том, что изменились российские стандарты, а в том, что в нашу моду входят стандарты, принятые в других странах, – немецкие, английские, французские, все они имеют разную классификацию. Например, в немецком варианте 48-й размер соответствует российскому 54-му. Нужно знать соотношения размеров самому покупателю, потому что продавцы не всегда сильны в этих знаниях. Портные, которые шьют под “фирму”, в размерах путаются, классификацию делают импортную, а реальную вещь исполняют по российским стандартам.
– Тогда почему и российские вещи не соответствуют прежним стандартам? Скажем, две вещи одного 50-го размера могут сильно отличаться одна от другой?
– Это происходит потому, что у каждого размера есть разная полнота. Раньше это соблюдали, потому что обычно у людей нестандартные фигуры и им нужны разные вещи, но одного и того же размера, у одного – узкие плечи, у другого, наоборот, – узкая талия. Сегодня нет разных полнот, портные ориентируются на среднюю полноту, вот и приходится людям “залезать” в разные размеры, брать одежду большего или меньшего размера, нежели тот, который им нужен. Лично я, например, не могу подобрать себе одежду в хорошем магазине, даже когда есть деньги для покупки выходного наряда. Поэтому у меня один выход – шить, что я советую и учителям, особенно живущим в небольших городах – там еще сохранились ателье или недорого берущие частные портные.
– Любовь Алексеевна, вы хорошо знаете, какие нынче доходы у рядового учителя, а выглядеть модно и хорошо одетым хочется всем. Что можно сделать, используя, скажем, некоторые элементы моды, оставаясь при этом при своих вещах, при том, что уже есть в гардеробе?
– Сейчас такое время (быть может, оно продержится год-два), когда можно быть модным и очень современным человеком, используя то, что есть. Учитель должен достать из шкафа все старые вещи и подумать над тем, как внести в них несколько штрихов, делающих эти вещи модными. Например, распороть вытачки на старой блузке и застрочить их налицо на любой машинке, даже на той, что досталась в наследство от бабушки. Получится оригинальная блузка, и вы будете не похожи ни на кого. Вырежьте из остатков каких-то тканей несколько цветочков и нашейте их на старую юбку – получите супермодную вещь. Можно сделать что-то вроде аппликации на юбке, на блузке, на жакете, наконец, возьмите просто старые этикетки от отечественных или импортных вещей, настрочите на одежду, и это будет тоже супермодно. Сделайте разрез на юбке, на рукаве, причем не старайтесь строчить очень ровно и аккуратно, вы можете сделать даже открытый шов, все это превратит вашу одежду в модную. Можно не подшивать юбку, можно пришить к ней лоскут из другой ткани, можно нашить на шелковую блузку любую тесьму, можно настрочить тесьму по всей длине на полочку, на воротник, на манжеты, на короткий рукав, и это будет неординарная, новая, безумно модная вещь.
– Что, нынче мода такая – чем чудней, тем модней?
– В какой-то мере – да. К блузке можно подобрать мужской галстук – это тоже модно, можно использовать различные шарфики, традиционные украшения, аксессуары.
– Теперь давайте представим, что учительница приходит в таком виде в школу, на урок. Что скажут дети?
– Молодежь сегодня изменилась, она уже не требует, чтобы учительница была одета строго, чтобы она была “синим чулком”. Дети все равно оценивают, как одета их учительница, даже если они учатся еще только в первом классе. Если учительница ходит на уроки в одном и том же черном платье, сегодняшние дети будут относиться к ней с жалостью, а этого быть не должно. Элементарная вещь: даже если у вас один костюм, вы можете сделать из тонкой ленты кружев имитацию рукава, высовывающегося на длину кружева из рукава. Меняйте эти кружева, пусть они будут разного цвета – все подумают, что у вас много разных блузок и вы их меняете каждый день. Учитель, кстати, не должен бояться ярких цветов – красного, желтого, даже цветок, платочек в кармане или приколотый к костюму обновят его, сделают модным. Если у вас есть одно черное платье и больше вы не можете себе позволить, используйте шарфики, сшейте накидочку из другой ткани (наверняка в гардеробе есть вещь, которую не жалко использовать для ее изготовления), наконец, подумайте, что можно связать к этому платью – кружевные манжеты, кружевные воротнички, те же самые, но кружевные накидки. Немного фантазии и получается очень модная учительница.
– Мы с вами все время говорим о моде для женщин-учительниц, но ведь в школе работают и мужчины. Им как сделать себя модным, если есть всего лишь один костюм?
– Мужская мода более консервативна, чем женская. Мужчинам в этом смысле значительно проще, чем женщинам. Костюм может быть один, но много может быть рубашек, галстуков, платочков в кармане. Вместо галстука можно использовать шарф, вместо рубашки можно носить тонкий джемпер.
– Мужчина может прийти на урок в костюме и футболке?
– Да. Если футболка под пиджаком – это раз, если у нее иным способом, не бельевым, отделана горловина.
– Что значит не бельевым способом?
– Это значит, что существует другая, блузочная обработка, более тонкая, чем бельевая. При этом горловина футболки может быть обработана углом, мысочком, быть округлой, а футболка – из тонкой хлопчатобумажной ткани.
– Насколько я заметила, время от времени на телеэкране появляются артисты в рубашках, имеющих форму воротника “апаш”. Это модно?
– Дело в том, что сейчас наблюдается тенденция увеличения размера воротников как в женской, так и в мужской одежде, они большего размера, чем были, скажем, в прошлом году. Но учитель может надеть воротничок на голое тело, использовать манишку со стоячим воротником. Это сегодня супермодно.
– Учитель придет в класс с воротничком на голом теле?
– А почему нет? Тем более что пиджаки теперь носят более глухие, чем раньше, двубортные, так почему бы и не попробовать?
– Честно скажу вам, мне это трудно представить. А можно оставаться самим собой, сохраняя собственную, индивидуальную моду, носить то, что привыкла, что нравится больше всего в течение долгого времени?
– Не бывает моды на всю жизнь, не бывает одной и той же одежды навсегда. Если человек так консервативен в одежде, он консервативен во всем в жизни. Другое дело, что у него, скажем, такая фигура, что ему идет, подходит одежда одного и того же плана. Например, я всегда хожу в костюмах, блузках и жакетах классического плана. Но аксессуары, линии, элементы должны меняться вместе с изменением моды. Вы удивляетесь, что я предлагаю для учителя такие авангардные элементы одежды. Но учитель всегда молод душой, потому что меняется вместе со своими учениками. Если он, конечно, хороший учитель. Недавно я встречалась со своими однокашниками по случаю юбилея Истринского педучилища, и мы вспоминали, как одевались наши педагоги. Они экономили на всем, но покупали хоть одну, но модную вещь. Преподаватель математики запомнилась нам именно потому, что она строгая, принципиальная, даже занудная, каждый раз приходила к нам одетой, как на праздник. Поверьте, дети это ценят, любят такого преподавателя. К сожалению, как одеваться, какой имидж создавать, как вести себя, как, наконец, ходить по классу, никто учителей не учит: ни в педучилище, ни в педвузе, ни в институте повышения квалификации. А ведь дети делают свой образ с учителя. Именно учитель формирует их вкус. Молодежная мода часто бывает просто вульгарной, наши дети к этому привыкают, поэтому их нужно учить, какой костюм надевать для торжественного приема, для спортивных соревнований, для дискотеки. Кто это должен им объяснять? Конечно, учитель.
– Но, согласитесь, у учителя тоже должны быть выработаны нормальный вкус и представления о том, каким может быть костюм. Вы кого-то из учителей учите этому?
– Когда нас приглашают на учительские семинары, в основном это происходит в Южном округе, и я, и преподаватели нашего лицея учителям об этом рассказываем, в лицее бывают директора, они тоже весьма заинтересованно относятся к проблеме педагогического костюма. Нас приглашают на конкурсы “Учитель года Москвы”, и мы рассказываем конкурсантам, какие костюмы, платья нужно носить, причем даем индивидуальные консультации. Мы шили платья для золотых медалистов Южного округа, вернее, не платья, а очень модные костюмы, в прошлом году они были замечательного лососевого цвета. Но все это – разовые мероприятия, а должна быть планомерная, последовательная работа по формированию имиджа учителя. Я предлагаю создать на страницах “Учительской газеты” рубрику “Имидж” и обещаю, что модельеры, художники, специалисты по имиджу будут рассказывать педагогам какие-то очень важные вещи, давать советы, информировать о том, как меняется мода и как на нее должны реагировать педагог, директор, управленец.

Виктория МОЛОДЦОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте