Учитель физики и астрономии, методист Центра педагогического мастерства Степан САННИКОВ рассказал, какое место астрономия занимает в школьном образовании и как сделать уроки по этому предмету незабываемыми. А также поделился идеями о том, как интерактивный курс по астрономии на платформе МЭШ может быть полезен современному преподавателю и его ученикам.
– Степан Сергеевич, астрономии как предмета не было в школах до 2017 года. Как вы думаете, почему было принято решение вернуть ее в программу и зачем вообще нужна астрономия ученикам старших классов?
– На самом деле никогда не было приказа убрать астрономию из учебных программ, но она как-то постепенно сошла на нет. При этом Всероссийская олимпиада по астрономии существовала без перерывов, кроме того, наша страна принимала участие в международных олимпиадах по астрономии и занимала на них призовые места. То есть олимпиадная астрономия продолжала существовать, а вот школьная действительно исчезла, но в июне 2017 года было принято решение о возвращении астрономии в школьные программы.
Я думаю, что астрономия в том числе мировоззренческая наука. Физика, к примеру, занимается земными, более бытовыми вопросами, как и химия с биологией. А предмет изучения астрономии – самый большой объект во Вселенной. Она, на мой взгляд, закрывает важную задачу в плане образования всех школьников – это формирование естественно-научной картины мира.
Не случайно она преподается в старших классах, ближе к окончанию школы ученик может мыслить абстрактно и имеет базу знаний по физике, математике и химии. Хотя в более младших классах астрономия пользуется порой даже большим спросом. Ученики 10‑11‑х классов уже все-таки прагматики, они знают, что им нужно сдавать ЕГЭ, у них на романтику и разговоры о Вселенной не хватает времени, а классе в четвертом ребята пребывают в некотором естественном познании, им все интересно.
– Какова роль астрономии в воспитании критического мышления?
– Мы плаваем в гигантском информационном потоке. Если сравнивать ситуацию 30 лет назад и сегодня, то раньше функция изучения астрономии была действительно в основном мировоззренческая, а сейчас добавилось и формирование критического мышления. Сортировка информации – это определенный навык, которому тоже необходимо учиться.
Если открыть новостную ленту, можно увидеть, что открытия в астрономии происходят чуть ли не каждый день, астрономы могут этим гордиться. Но интерпретация бывает неоднозначная. Например, нас пугают сближением Земли с астероидами, а на самом деле они постоянно летят в нашу сторону и пролетают сквозь атмосферу, это нормально для Земли и других планет.
Забавна история с продажей именных звезд. Это полный абсурд: звезды либо носят имена их первооткрывателей, либо имеют номерные названия. Наконец, астрономия помогает опровергнуть различные антинаучные интерпретации происхождения Земли и эволюции Вселенной.
Эта наука – инструмент, который помогает понять, как устроен мир, научить людей мыслить критически.
– Несколько лет подряд Нобелевские премии по физике присуждались космологам и астрофизикам. Получается, астрономия неотделима от физики?
– Даже не только от физики, но и от математики, биологии, химии, это симбиоз многих наук. На самом деле термин «астрономия» устаревший, современный термин – «астрофизика», то есть физические методы изучения Вселенной. Получается, физика – это база, которая дает методы изучения небесных объектов. Благодаря ей нам не приходится лететь в космос, чтобы узнать, что представляет собой тот или иной объект, мы можем с помощью физических методов узнавать о его химическом составе, строении, температуре, огромном количестве свойств.
Астрономия же предлагает физикам новое поле взаимодействия. Вселенная полна интересных объектов с точки зрения экстремальных условий: высокие плотности, высокие давления и температуры, мощные гравитационные поля – это такая гигантская естественная лаборатория.
То есть астрономия дает объект, а физика – методы, с помощью которых мы начинаем его исследовать. Поэтому эти две науки – вещи неотделимые. И конечно, математика, Галилей говорил, что математика – это язык, на котором написана Вселенная.
– Астрономия – это достаточно сложный предмет, требующий высокого уровня знаний, непростой для понимания. Как при этом сделать астрономию интересной для учеников?
– Читать этот предмет по книжке действительно может только очень мотивированный школьник. Но астрономия сама помогает заинтересовать учеников. Вселенная как объект уже красива. Если в поисковике написать слово «Вселенная», выпадет огромное количество ярких и живописных картинок, которые даже чисто эстетически приятно созерцать. А если к тому же понять, что это такое, объяснить какие-то процессы, становится еще интереснее.
Кроме того, во Вселенной много экзотики. Взять, например, нейтронные звезды: сам факт того, что чайная ложечка вещества, из которого состоит такая звезда, весит тысячи тонн, уже будоражит ум.
Астрономия интересна своей фантастической масштабностью, необычайными условиями и объектами, а также просто созерцанием – от наблюдения звездного неба до фотографий объектов на очень большом расстоянии. Поэтому, чтобы сделать астрономию интересным школьным предметом, надо больше показывать.
Существует огромное количество иллюстраций, анимаций и красочных снимков, полученных с помощью космических аппаратов и опубликованных для общественности. Учителю нужно погрузиться во все это и находить яркие материалы, которые могут позволить сделать урок более наглядным и интересным.
– Астрономию возродили как школьный предмет совсем недавно. Успели ли за это время разработать качественные учебные материалы, основанные на современном состоянии астрофизики?
– Как только в 2017 году появился приказ, был сразу выпущен учебник Чаругина. Он вышел с большим количеством огрехов и позднее был переиздан, также переиздали советские учебники Левитана и Воронцова-Вельяминова. Недавно появился учебник корифеев в области астрономического образования – Засова и Сурдина.
А в 2019 году мы в Центре педагогического мастерства взялись за разработку интерактивного курса по астрономии. Потому что учебники и задачники – это хорошо, и в Интернете огромное количество интересных материалов, но учителю будет легче, если вся эта информация будет собрана в одном месте. Наша огромная команда авторов и редакторов поставила перед собой задачу создать интерактивный курс-конструктор, заходя в который учитель найдет для себя всю полезную информацию для любого урока по астрономической теме.
– Расскажите, пожалуйста, из чего состоит и как устроен этот курс.
– Он состоит из 30 уроков, а каждый урок – из отдельных элементов. В нем есть видео, где я рассказываю об астрономических объектах по определенной теме, и весь мой рассказ сопровождается огромным количеством иллюстративного материала. Весь материал авторский, мы разрабатывали, прорисовывали и верифицировали его самостоятельно. Редакторами курса были люди, которые занимаются астрономией профессионально, поэтому учитель не будет сомневаться в качестве материала. Ведь в Интернете легко можно найти ошибочную или неточную информацию, а ребенок ее быстро впитает, и переучить его будет сложно.
Материалы получились максимально интересными и приятными даже просто для созерцания. Весь визуальный материал способствует полному погружению в тему, захватывает внимание школьника. При этом формат рассказа не слишком развлекательный, как, например, в подкасте, а представляет собой ровную подачу материала. Лекции соответствуют педагогическим канонам и разбиты на подтемы, чтобы этот ролик можно было показывать на уроке.
В дополнение к каждому видео прилагается текст для углубления в тему. Авторы каждого материала – ученые-астрономы и физики, специалисты в соответствующем вопросе. Тексты непростые, в них «зашиты» и физика, и математика, и исторические отсылки, иногда даже проведены параллели с литературой, поэтому для заинтересованных учеников они являются дополнительным чтением, а для учителей – материалом для подготовки к уроку. Ведь учитель должен обладать знаниями на шаг вперед от того, чем он делится с классом.
Если учитель хочет ярко и красочно преподавать астрономию, ему достаточно прочитать этот текст и посмотреть наше видео, чтобы разобраться в теме. К тому же он может сам распорядиться содержимым курса, как ему удобно: сделать нарезку видео, включить готовые иллюстрации и анимации в свои презентации или же показать ролик целиком.
Мы также периодически проводим курсы повышения квалификации для учителей, на которых читаем методические лекции, даем советы и ориентируем педагогов в преподавании астрономии и более комфортной работе в том числе с нашим интерактивным курсом.
– Ваш курс называется интерактивным, что это значит?
– К каждому уроку разработано интерактивное задание. Ученик, посмотрев ролик, выполняет его для закрепления материала. Но это не просто тест, а задания совершенно разного формата, включающие передвижение объектов, анализ графиков, вычисление значений.
– Какова научная составляющая вашего курса?
– Помимо текстов, написанных специалистами по соответствующему профилю, к каждому уроку мы создали видеорубрику «Вопрос эксперту», в которой передовые ученые отвечают на узкий вопрос. Например, про устройство черных дыр, нейтронные звезды или про то, зачем на Марсе сейсмограф. Это не только российские, но и известные зарубежные ученые, которых мы вылавливали, когда они приезжали в Россию на конференции.
Соответственно, если учитель или ученик заинтересуется темой, у него будет выход на живого ученого. Таким образом мы знакомим детей с действующими представителями научного сообщества, на страницах учебников они видят, как правило, только портреты давно ушедших людей.
В целом этот курс ведется как бы от первого лица: не абстрактные астрономы где-то что-то открыли, а «мы сами астрономы, мы это сделали и делимся с вами».
– Наука не стоит на месте, постоянно совершаются новые научные открытия, запускаются телескопы и исследовательские аппараты. Будет ли и курс обновляться со временем?
– Курс электронный, и это позволяет вносить в него правки, когда происходят какие-то изменения или новые открытия. Переиздать учебник недешево и достаточно долго, а электронный формат дает возможность быстро редактировать содержимое, как только это становится необходимо. Поэтому курс будет постоянно обновляться.
– Часть курса была записана не в студии, а на московских астрономических площадках. Получать новые знания действительно интереснее в обстановке музея или обсерватории. Скажите, какие возможности для этого есть у московских учителей астрономии и их учеников?
– Мы не зря выбирали локации для видеоуроков, так как по ним можно построить астрономическую карту Москвы. Мы специально указываем метки, чтобы учителя и ученики знали, где эти места находятся, могли их посетить. Я мог бы посоветовать, безусловно, Московский планетарий, мы там снимали наш первый содержательный урок про Землю, в нем сейчас обновился интерактивный музей «Лунариум». Кроме того, это Мемориальный музей космонавтики и павильон «Космос» на ВДНХ, там тоже большая и интересная экспозиция. Ролик про малые тела Солнечной системы, то есть про астероиды, метеориты, мы снимали в Минералогическом музее имени А.Е.Ферсмана РАН, в нем собрана прекрасная коллекция метеоритов.
Один из роликов мы снимали в Нижнем Архызе, в Карачаево-Черкесии, в Специальной астрофизической обсерватории РАН. Туда тоже можно съездить со школьниками, там организуются экскурсии и дни открытых дверей, а сотрудники открыты для взаимодействия с посетителями.
– Какие советы вы могли бы дать своим коллегам, современным преподавателям астрономии?
– Коллегам-учителям желаю, чтобы они не забывали про астрономию. Я сам преподаю и физику, и этот лишний час по астрономии хочется занять физикой, так как программа по этому предмету очень обширная. Я призываю всех использовать этот час все же для астрономии. Вселенную в него, конечно, не запихнешь, но ее обзор должен быть.
Что касается содержания уроков, я рекомендую отойти от классики, расслабиться, посмотреть по сторонам и изучить, что происходит в астрофизике как в науке, вам самим это будет интересно. Астрономия очень удобна тем, что можно актуализировать свои уроки в отличие от уроков классической физики. Современные открытия в области физики обычно достаточно сложные для понимания, объяснить их школьнику трудно, а астрономия в этом плане близка к людям.
Кроме того, астрономия – наука, которая позволяет заняться некой романтикой. Все-таки звездное небо никто не отменял. Если есть возможность выехать за город с детьми, особенно в горы, не забывайте, что над вами всегда есть астрономические объекты, которые можно наблюдать.
Астрономия, мне кажется, надолго и накрепко установилась в учебном плане, я надеюсь, никто ее отменять уже не будет. И если сами учителя будут поддерживать интерес к этому предмету, то он, несомненно, будет интересен и ученикам.
Екатерина ИВАНОВА
Комментарии