Это сборник стихов непрофессионального поэта («Поверх барьеров», Москва, 2009 год). Когда-то для себя я сформулировала, что в искусстве самодеятельном нам прежде всего важна личность автора, в то время как в искусстве профессиональном на первом плане – сам по себе эстетический продукт, а личность автора – лишь фон для его восприятия.
В данном же случае личность автора важна и интересна редакции и нашим читателям вдвойне, ведь автор этот – Александр Асмолов. Ученый с мировым именем, чьи книги, особенно «Психология личности», – самые цитируемые, организатор науки, психолог и публицист, а вот теперь, как выяснилось, еще и поэт.
Впрочем, это открытие только для нас, читателей. А домашние и близкие друзья прежде всего знали именно поэта. «У Саши никогда не существовало проблемы Журдена, – вспоминает его сестра Наталья. – С детства он был убежден, что человек рожден говорить стихами. А проза – лишь досадная случайность».
На первых страницах книги – стихи тех детских, школьных лет. Поражающие недетской зрелостью формы и вполне взрослым, сложившимся чувством собственного достоинства, самостоянья:
«Вы поймете,
что я редок.
Реже не бывает!
Не смотрите,
что я снежный…
Я все понимаю.
Не в стране
тибетских храмов,
Где в санскрите плиты,
А в Москве,
у папы с мамой
Живу неоткрытый.
(«О снежном человеке»)
* * *
Я обшариваю полушария,
Я отыскиваю себя.
Человек – это звучит гордо:
Вариация аминокислот,
Позвоночник –
наследство хордовых,
И генетический код.
И – бесшабашно-дерзкое, юношеское отношение к прижизненным легендам-поэтам, как к ровне, – Ахмадулиной, Вознесенскому, Евтушенко…
Здравствуйте, Бела.
Здравствуйте, Саша.
Уже так поздно, а Вы пришли.
Я принес
Вам Гарсиа Лорку, Бела.
Я хочу Вам
свои прочитать стихи.
…Молчите, Бела,
Вы улыбаетесь.
Вы говорите 17 лет.
Не стоит, Бела,
Ведь я изливаюсь,
Я просвечиваю
свой скелет…»
(«Бела», письмо)
Тебе писали Женя и Андрюша.
Они – поэты,
Признаны молвой.
Ну, а сегодня ты меня послушай,
И я хочу поговорить с тобой.
(Белла Ахмадулина, «Шуточное»)
Куда же он делся, этот столь ярко дебютировавший на старте поэт? Почему это всего лишь первая его книга? Наука засосала?
Так сложилось, что в моем поле зрения судьбы еще двух поэтов, чуть помладше Асмолова, тоже с ярким стартом еще в школе, в «Алом парусе» тогдашней «Комсомолки» – Олег Хлебников и Женя Бунимович. И так же, как Асмолов, «совместители»: Олег – «поэт в газете», работающий в горячем цехе журналистики – заместителем главного редактора «Новой газеты». Бунимович – «поэт в галстуке», депутат Мосгордумы, учитель математики. Но у обоих – книги, презентации, постоянная профессиональная работа с поэтическим словом…
Конечно, отечественная психологическая наука очень много приобрела, «растворив» в себе поэта Асмолова. «Во всем, что к стихам, казалось бы, отношения не имеет: лекции, научные трактаты, теледебаты и даже проекты решений, Асмолов подлинный стилист, – свидетельствует автор предисловия, друг и соратник Вадим Петровский. – Совершенство формы. Композиционная завершенность. Изящество. Каждое публичное выступление – стихотворение в прозе…»
Но выбор науки еще юношей-поэтом был сделан осознанно, хоть и сказано о том шутливо:
Где мне найти слова,
Чтоб втиснуть чувства.
От бедности охватывает грусть.
Оставлю лучше я капризное искусство
И с горя психологией займусь.
А десятилетия спустя уже состоявшийся психолог Асмолов резюмирует:
Все можно проверить, измерить и взвесить,
Лишь душу нельзя просчитать.
Такое бессилье психологов бесит
И ночью мешает им спать.
Вот в том-то и дело: возможно, объективная трудность становления Асмолова-поэта не просто в выборе науки, а именно той науки, предметом которой является душа.
У поэзии ведь тот же предмет. И нет необходимого «зазора», некоей автономии для самостоятельного бытия в поэзии, которые есть у тех же упоминавшихся мною Хлебникова (журналист в газете описывает все же общественные, культурные явления, а не «просто» движения души) или Бунимовича (депутат и учитель математики тоже не живописует напрямую тонкие духовные материи). А у психолога и у поэта предмет один, но языки его описания, весь страт мышления и речи – разные. Может, их и невозможно совместить на паритетных началах в одной отдельно взятой голове? И взятие вершины в одном языке неизбежно обедняет достижения второго?
А может, все эти размышления – от лукавого и личность самого автора со всей его непредсказуемостью их с легкостью опровергнет, вдруг взяв да и явив нам некий новый синтез языков и новое качество уже поэтического душезнавства, и за первым сборником со временем последуют и второй, и третий?
В любом случае будем сегодня благодарны, что со страниц этого сборника по-новому, на высокой ноте зазвучали заповеди педагогического гуманизма одного из наших крупнейших ученых:
Много о детстве сказано,
Мало у детства спрошено.
Будто в речи ему отказано,
Молчать велено
по-хорошему.
Плясать можно
по взрослым правилам,
Любить можно
словами взрослыми.
Взрослый знает,
как жить им праведно,
Чтобы стать им
послушно-постными…
Цени учителя
не за потоки слов,
Не за уменье говорить,
а слушать…
Учитель!
Выше нет в стране постов…
Учителя!
Спасите наши души.
И вот еще – столь же чеканные строки об учительстве:
«Учитель – общества бурлак,
Его он тянет в бездорожье…»
«Творить себя – тяжелый труд.
Творить других –
и труд, и радость».
Уверена: этот странный поэт-ученый с душой вечного подростка еще преподнесет немало сюрпризов и нам, и себе самому. Недаром же сборник заканчивается стихотворением «Четыре беса», словно распахнутым в принципиальную открытость, незавершенность самой природы человеческой личности:
Во мне живут четыре беса.
Один – мечтательный поэт,
Которого не знает пресса.
Другой – забывчивый повеса,
Ушедшей ночи ищет след.
А третий – мрачный
меланхолик,
Рожденный словно для забот.
Четвертый – я!
Как он устроен,
Пока никто не разберет.
Что ж, будем ждать новых открытий в этом «отыскивании себя». Ведь ясно уже, что они и важны, и общеинтересны.
Комментарии