Первое, что я должна, – передать ученикам знания, интеллектуальные и личностные. Это не дается легко: то, что дается просто, быстро и теряется. Существует много различных точек зрения на преподавание литературы. Одни считают литературу лишь инструментом для решения воспитательных задач, другие видят только стиль писателя, не связывая с явлениями современной жизни. Мне кажется, что на моих уроках мы должны увидеть мастерство писателя и лучшие качества человека. А самое главное, что на этих уроках воспитываются гражданские качества.
Самые лучшие уроки, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свое мнение. Самые приятные минуты, когда они говорят, что занятие им понравилось, что они ждут следующего с нетерпением.
Очень часто урок строится совсем по иному сценарию, который я тщательно продумала. Изучаем Есенина, Блока, Маяковского. Конечно, я требую чтения наизусть. И вдруг подходит ученица, ответившая все, и говорит: «Можно я вам почитаю Блока, не на оценку, мне очень нравится». В девятом была тема: «Шинель» Н.Гоголя. Заготовлен план урока. Он начинается, и вдруг… я вижу на столе у учеников издание этой повести 195… года. Книга – огромная. А в книге – иллюстрации с подписью «Кукрыниксы». Разговор пошел по-другому. Иллюстрации очень помогли нам.
Одиннадцатиклассникам я предложила провести урок по творчеству Талькова. Недоумение в глазах. Середина сентября. Напоминаю. Прошу: «Подумайте, кто хочет мне помочь провести урок». Через день поднимается несколько рук. Через неделю несут кассеты, видеозаписи, вырезки из газет, книги, фотографии. Все о Талькове. Урок. Девочка не выдерживает – слезы в глазах. На следующий день прихожу в класс и чувствую тепло, родство душ. Им очень нужны такие уроки. На них они раскрывают себя как личность, показывают свое умение размышлять о жизни, делать нравственный выбор.
И вспоминаю услышанный несколько лет назад разговор ученицы старших классов и выпускницы.
– У вас был урок-спектакль по химии?
– Да. Так было интересно.
Да, им нужны нестандартные, интересные уроки. И я благодарна своим ученикам за то, что они помогают мне: у них я учусь тоже.
Недавно во время дружеской встречи было объявлено, что я учитель. Ко мне тут же пропал интерес. Многие называют учителей с мелким пренебрежением «училками», делятся воспоминаниями о не очень приятных случаях из школьной жизни. То «дурочка» (как героиня Л.Ахеджаковой из фильма «С легким паром!»), то «твердокаменная» (как завуч из повести Б.Васильева «Завтра была война»), то – «серая мышка». Неужели это так?
Глупые, самовлюбленные уходят, потому что их не принимают дети. Остальные – настоящие учителя, профессионалы. Умны, интеллигентны. И постоянно самосовершенствуются: читают научные журналы, книги. И редко жалуются на зарплату, на плохие жизненные условия… Обидно, что просчеты некоторых учителей помнятся дольше, чем их достоинства.
Я счастлива. Я на рабочем месте, со мной мои ученики.
Учитель – это урок. У одного из писателей я прочитала недавно строки: «Меня мучает фраза. Она еще нигде не прозвучала, не написана, не опубликована. Но она мучает меня каждую ночь». Так и меня мучают мои проведенные и непроведенные уроки.
Поначалу робкие, неуверенные ответы, ограничивающиеся одним-двумя словами. Видна скованность мысли, звучат не совсем грамотные предложения. В течение этих уроков становятся раскрепощенными, эмоциональными, не боятся искать истину. На уроках звучит музыка, оживают рисунки и репродукции картин.
И повторятся такие уроки, какой был в конце учебного года.В качестве ведущей мысли урока ребята выбрали строки из стихотворения Н.Заболоцкого «Я воспитан природой суровой». Именно природа помогла Н.Заболоцкому понять жизнь, увидеть души людей, снять с них маски, по-новому осознать, что значит любовь. И это увидели мои ученики. Увидели и смогли оценить. Люба: «Заболоцкий полюбил слово «душа». Он показал связь человеческой души с миром через восприятие природы, широту русской души представил как озеро». Паша: «Пройдя через духовный опыт, Заболоцкий сохранил в себе веру в нравственные ценности человека: любовь, веру, сострадание, преданность, сочувствие. Это необходимо поддерживать и нам, несмотря на те препятствия, которые могут возникнуть в будущем».
Я – оптимист, и моя уверенность передается детям.
Ольга КОВАЛЬЧУК, учитель русского языка и литературы
Комментарии