– Раис Фалихович, я знаю, что сельские школы в Татарстане составляют 77% от общего количества школ и в них обучаются более 130 тысяч, или 29,2% всех учащихся. Поэтому не могу не спросить вас о политике в отношении сети сельских школ. – В начале нынешнего года в республике утверждена целевая программа модернизации сельских образовательных учреждений на 2005-2007 годы. Основные ее направления – это создание базовых сельских школ с сетью филиалов и транспортными схемами доставки в них учащихся; развитие новой организационной формы – «начальная школа – учительский дом»; создание новых моделей образовательных и социокультурных комплексов; интеграция и кооперация общеобразовательных учреждений разных ступеней и дополнительного образования детей. Программой предусмотрено создание 64 комплексов «школа – детский сад» и преобразование 92 малокомплектных основных средних школ в начальные и 80 малокомплектных начальных школ – в «школу – учительский дом». Будет приобретено 95 автобусов и построено 280 километров асфальтированных дорог.
– Меня впечатлила еще одна цифра: 67% детей татар воспитываются в дошкольных образовательных учреждениях на родном языке, и в общеобразовательных учреждениях 100% русских детей и 51,9% детей татар обучаются на родных языках. И главное, что все больше русских детей с удовольствием изучают татарский язык. Но так было не всегда…
– Да, было время, когда русскоязычное население нашей республики говорило: зачем нам изучать татарский язык, мы и без него много лет обходились. Потом наступил период, когда стали говорить: да, изучать язык нужно, но нет хороших учителей. На самом деле мы столкнулись с тем, что не хватает эффективных технологий и методик обучения национальным языкам ни у нас в Татарстане, ни в других регионах. Не хватает хорошей мотивации. Мы не можем внятно объяснить людям, что, зная татарский – один из восточных, тюркских языков, они могут общаться с турками, казахами, узбеками, азербайджанцами. В условиях рыночных отношений знание одного из восточных языков – это своеобразная социальная гарантия. Как научить детей говорить на двух языках? Раньше мы определяли часы на изучение татарского языка с первого класса по десятый. Но вы ведь знаете печальный опыт изучения иностранного языка многими поколениями советских школьников. В течение десяти лет изучаем, но все равно никто ничего не знает. В то же время иногда за восемь месяцев – год готовят специалистов для работы за рубежом. Мы и подумали: почему бы нам не собрать часы на изучение татарского языка в двух, трех классах? И в этом году мы с учетом технологии концентрированного подхода (так мы назвали эту методику) организовали учебный процесс.
– Сейчас только ленивый не говорит о реформе системы образования?
– Мы хорошо понимаем, что реорганизация образования требует серьезного подхода и к реорганизации управления образованием. Вы знаете, что очень серьезно в этом направлении делает свои шаги Самарская область. Они первыми предложили модель работы по школьным округам. Мы изучали этот опыт и считаем, что им стоит воспользоваться. Но создание новой структуры автоматически не делает управление образованием более эффективным. В свое время один из известнейших специалистов по управлению говорил, что не бывает слабо развитых стран, есть слабо управляемые страны. Это относится и к системе образования. Нет слабых систем образования, региональных или федеральных, есть слабо управляемые системы. Управление – это ведь не бюрократизация, не администрирование, это создание определенной системы работы, нацеленной на результат, повышение эффективности, снижение не только финансовых, но и физических, интеллектуальных, кадровых затрат. И все это ради детей. Когда я говорю, что нельзя увлекаться только структурными вопросами, я имею в виду, что нужно думать о технологии управления. Эффективность управленческих усилий должна отражаться на качестве подготовки учеников, на здоровье детей в учреждениях, формировании умений и навыков учащихся школ, нацеленности и готовности к профессии выпускников профессионального образования. По большому счету, мы в масштабах всей России страдаем от отсутствия грамотного подхода к организации управления образованием. Я это говорю как человек, который многие годы исследует вопросы управления образованием не только в России, но и за рубежом.
Чем больше мы занимаемся начальным профессиональным образованием, тем больше видим там проблем. По данным Министерства труда и занятости нашей республики, 74% вакансий на рынке труда составляют рабочие профессии. Казалось бы, нужно четко определить, какие кадры требуются экономике, и их готовить. С другой стороны, свободные вакансии вряд ли будут автоматически заполняться подготовленными специалистами. Мы пока мало используем механизмы мотивации, личной заинтересованности, целевой штучной подготовки.
– Мне кажется, что одна из серьезных проблем заключается в том, что училища и предприятия не слушают и не слышат друг друга.
– Да, в положении просителя до сих пор находятся ПТУ, готовящие за государственные деньги кадры для предприятий, которые зачастую практически ничем не помогают им. Они не предоставляют для занятий ни свою базу, ни оборудование, ни специалистов. Хотя в Казани есть другие примеры, когда руководители «Компрессормаша», приборостроительного и часового заводов вкладывают значительные средства в подготовку ребят в училищах.
– За последние годы, после того как стали передавать училища с федерального уровня на региональный, вы много ПТУ закрыли?
– Ни одного. Татарстан принял систему профтехобразования на свои плечи еще в 1993 году. Всю, полностью. Мы не закрывали профтехучилища, только в трех случаях провели слияние. Этот процесс обусловлен динамикой потребностей производства. Если на какие-то специальности нет спроса, то не стоит продолжать дальше готовить специалистов. Меня очень волнует соотношение приемов в учреждения начального, среднего и высшего образования. В 1990 году оно было 2:1:0,9; в 2004 году – 0,8:0,8:2, а, по мнению специалистов, должно выглядеть – 1:1:1.
– Все начинается с детства. И успехи, и проблемы?
– Мы все время говорим об огромном количестве детей, чье состояние здоровья просто кризисное. По-моему, нет такой болезни, которой не болеют наши дети. Оказывается, большую их часть они приобретают в детском саду. Но, кроме болезней, есть еще и осложнения, особенно после эпидемий гриппа. Очень часто родители приводят больного ребенка и оставляют его в группе, сославшись на то, что ребенка не с кем оставить. И сердобольная воспитательница принимает ребенка. Через 5 секунд вся группа дышит этими вирусами, потом начинаются осложнения на слух, на зрение, на сердце, на иммунную систему. Оказывается, ни в одной стране мира этого не делают. Воспитатель и родители несут огромную ответственность за нахождение больного ребенка в группе. Кроме того, если посмотреть учебный план факультета дошкольной подготовки педагогического института, курсы по охране здоровья занимают не более 3-5% учебного времени. Выпускники не умеют распознавать болезни, заниматься их профилактикой, проводить занятия лечебно-физической культурой. Мне кажется, давно пора пересмотреть учебные планы.
– А какой процент детей от общего количества в республике посещает детские сады?
– У нас функционирует 1982 дошкольных учреждения, которые посещают 67% детей от года до семи лет.
– Поздравляю! Отличный показатель. По России он составляет всего 58%. А детских садов хватает?
– Не совсем. Есть так называемая переуплотненность. Например, в Зеленодольске на 100 мест приходится 119 детей, в Ново-Савиновском районе Казани – 121 ребенок, в Чистополе – 124.
– Остались ли в республике ведомственные дошкольные учреждения?
– Их пересчитать хватит пальцев одной руки.
– А частные дошкольные учреждения вы поддерживаете?
– Мы хотели бы их поддерживать, но новое законодательство не оставило правовых основ для финансирования частных школ и детских садов.
– Большинство учебных заведений находится в сельской местности, там без учителя, особенно молодого, никакую модернизацию системы образования не сделаешь. Что вы предпринимаете, чтобы молодые педагоги приезжали на село? Существует ли какая-то программа поддержки сельских учителей?
– На селе работают 47% всех учителей республики, из них более 72% – с высшим образованием. Те доплаты, которые были раньше для сельских учителей, мы сохранили. Кроме того, сегодня в Республике Татарстан работает система поддержки молодых специалистов. Они получают доплату в течение первых трех лет.
– А с жильем помогаете?
– В ряде городов строится ипотечное жилье, и мы стараемся, чтобы оно было доступно всем. Но зарплата учителя должна быть такой, чтобы позволяла ему содержать семью и расплачиваться по ипотеке. К сожалению, это пока актуальная проблема в масштабе страны.
– Хватает ли учителей в республике?
– Серьезного дефицита по основным предметам нет, но не хватает учителей технологии, трудового обучения. К тому же кардинально изменилось содержание предмета «Технология». Это уже не урок технического труда, на котором учились мастерить табуретки. Нужно научить ребят владеть маркетингом, анализировать ситуацию на рынке, знать основные принципы технологического цикла, составлять технологические карты. Это серьезный предмет. Молодые специалисты, которые обучаются по специальности «Технология» в педагогических вузах, хорошо знают основы бизнеса, коммерции, маркетинга, техники и технологии и поэтому, получив диплом, сразу же уходят не в школу, а в бизнес.
– Президент Путин в начале осени объявил национальный образовательный проект и дал поручение правительству разработать механизмы его реализации. Проект опубликован, сейчас идет активное обсуждение. Как вы у себя в республике будете выбирать лучших учителей и лучшие школы?
– Я еще не видел в своей жизни учителя, который считал бы, что он работает плохо. И ни один человек не приходит в школу для того, чтобы работать плохо. У нас есть свой Институт развития образования Республики Татарстан, который занимается в том числе и разработкой критериев отбора учителей. Это непросто. Мы с самого начала поняли, что необходимо ориентироваться здесь не столько на общественное мнение, сколько на результаты работы. И сразу возникает вопрос: что станет единицей измерения результатов работы?
– Может ли, на ваш взгляд, быть единый государственный экзамен одним из индикаторов результативности?
– Может быть только одним из индикаторов.
– Вы способны повлиять на ситуацию, когда, например, в районе глава администрации меняет начальника районного отдела образования только потому, что ему нужны свои в команде?
– Функции нашего министерства состоят в обеспечении реализации общеобразовательного государственного стандарта. Руководителя муниципального или местного органа управления образованием назначает глава местной администрации. А я, как министр, не могу его ни назначить, ни уволить. Налицо разрыв вертикали власти. Ни Америка, ни Великобритания, ни Франция, ни Германия этого себе не позволяют. У них коллега нашего заведующего роно назначается и увольняется либо министром образования, либо правительством. В Республике Татарстан в конце 90-х годов – в начале 2000 года ввели систему назначения руководителей территориальных органов через Министерство образования. И сегодня бывает, что глава местной администрации обращается к нам с просьбой заменить заведующего роно. Но по закону решение принимает глава администрации. Органы местного самоуправления могут создавать на местах муниципальные органы управления образованием. А мы уходим от системы управления, которая принята в цивилизованных странах, где государство гарантирует образовательную политику, держит ее в своих руках. Ведь это стратегия развития трудового потенциала, человеческого капитала в целом. Убери систему общего образования (базовую основу) – и все развалится, рухнет, а вместе с этим рухнет и экономика. В этой связи в республике мы просто систематизировали все полномочия, которые передаются органам местного самоуправления и субъекту Федерации. Есть вопросы, которые должны решать муниципалитеты, а есть вопросы, которыми должно заниматься министерство. Поэтому сегодня серьезно и продуктивно обсуждается вопрос сохранения территориальных органов на местах. Это могут быть 4-5 человек в сельских районах и 15-20 – в городских округах. Но в целом мы свои функции государства на местах должны сохранить. К ним относится обеспечение гарантий получения доступного и бесплатного дошкольного образования, начального, основного, среднего общего образования. Мы занимаемся вопросами обеспечения надзора в части использования субвенций, выделенных на общеобразовательный стандарт. Лицензируем, аттестуем педагогов. Кроме того, подготовку учебных заведений к началу учебного года мы должны контролировать. Они должны соответствовать требованиям всех стандартов. В целом школьная политика является важной частью образовательной, экономической политики. Поэтому считаю, что в законодательстве необходимо четко обозначить позиции государственных органов управления образованием на местах. Мы не должны уходить из территорий. Мы должны там оставаться и реализовывать образовательную политику.
– Есть ли у вас какие-то проблемы с обеспечением учебниками ваших школ?
– Есть и будут всегда.
– Это с чем связано?
– Скажу так: количественных проблем нет. Мы обеспечиваем школы в соответствии с потребностями. Республика выделяет необходимые средства на закупку учебников. Например, в прошлом году школы Татарстана получили 420800 экземпляров новых учебников 26 наименований, в том числе по информатике, физике, истории, географии, черчению, астрономии и т.д. На рынке образования работают 8 издательств. Нет преемственности в учебниках, нет их единой концепции.
– А кто для вас издает учебники на родном языке?
– Местные издательства. Есть очень много проблем с подготовкой переводных учебников, но и эту задачу мы решаем.
– Может быть, не стоит, например, математику писать заново, если есть хороший российский учебник? Просто стоит хорошо его перевести…
– То есть вы хотите сказать, что не бывает этноматематики?
– Думаю, что не бывает, как и этногеометрии…
– Я тоже не сторонник этноматематики. Хотя недавно беседовал с одним из наших корифеев-математиков, и он рассказал мне, что есть острова, где совершенно другие, непонятные нам математические представления, математические понятия, система счета. Он написал об этом статью, которая так и называется «Этноматематика». Впрочем, я уверен, что должна быть этнопсихология, этнопедагогика…
– Был в Казахстане. Они обогнали Российскую Федерацию по многим параметрам. Уже ввели обязательное 11-летнее образование и предшкольную подготовку. Общенациональное тестирование стало обязательным для тех, кто собирается в вузы. Там эксперименты тоже, как в России, проводились, но не затягивались на десятилетия. Если власть брала ответственность на себя за внедрение этих экспериментов, то вся страна начинала работать на них. Скажите, президент вашей республики насколько обеспокоен системой образования?
– Я бы назвал президента гарантом развития системы образования, а философией этого развития – его мысль, высказанную на августовском совещании работников образования, которое прошло в городе Казани в год ее тысячелетия: «Конкурентоспособность без образования немыслима, потому что необразованный человек не способен эффективно работать и сам неконкурентоспособен». Наш президент ставит развитие экономики Татарстана в функциональную зависимость от качества образования.
По инициативе президента ежегодно определяются и реализуются приоритеты в сфере образования, которые выводят ее на уровень современных мировых требований.
Расходы бюджета на образование ежегодно растут: в 2005 году они составили 14,4 млрд. рублей. Это самый большой отраслевой бюджет республики.
В 2005 году был впервые сформирован бюджет развития, благодаря которому основная часть школ подключена к Всемирной информационной сети «Интернет», на покупку сельскохозяйственной техники для сельских учреждений начального профессионального образования направлено 709 млн. рублей. По инициативе президента у нас действует большое количество стимулирующих доплат для работников системы образования, в частности, начиная с 2003 года мы доплачиваем учителям общеобразовательных школ за классное руководство (на эти цели ежегодно выделяется свыше 80 млн. рублей). Причем мы считаем, что классный руководитель большого класса и классный руководитель в маленькой сельской школе делают одинаково важную и сложную работу, которая не может оцениваться количеством часов, проведенных в классе.
Именно президент Республики Татарстан Минтимер Шаймиев стал инициатором создания Министерства образования и науки. Издавая указ о создании такого министерства, он поставил перед нами очень серьезную задачу: общеобразовательная политика и система обучения в профессиональной школе должны быть едиными и работать на экономику. Он ожидает, что наука обеспечит республике экономическую эффективность. Особое внимание президент уделяет подготовке одаренных детей, совершенствованию учебной деятельности в искусстве, в техническом творчестве и продвижению талантов. Один из вопросов, который очень беспокоит президента, – это подготовка национальной элиты. Наверное, другого слова тут не найдешь. Он поставил перед нами задачу подготовки кадров не только у себя в республике в лучших вузах, но и в ведущих учебных заведениях Российской Федерации и за рубежом. Кстати, недавно на заседании Совета безопасности Республики Татарстан специально рассматривались вопросы совершенствования системы образования, внедрения инновационных подходов в образовании и повышения эффективности научной деятельности. У президента серьезное требование к тому, чтобы дети, молодежь знали иностранные языки. Президент – очень серьезный сторонник развития детского спорта. Он очень серьезно информирован о тех процессах, которые происходят в системе образования. Выступая на августовской конференции, он вдруг заговорил о Малайзии. Ему понравилась страна, ее бурное развитие, качественное строительство. И он об этом сказал малазийскому премьер-министру при встрече. Но тот посетовал, что ему очень грустно думать о том, что большинство граждан его страны не стремится учиться. Когда рост идет только за счет иностранных усилий, это не долговременно, страна может потерять свои позиции в системе мировой конкуренции. Человек должен развиваться, опережая требования времени.
Казань
Комментарии