search
main
0

Я не богач, но радости отпущены мне

О культуре еврейского народа на страницах художественной литературы

2022 год объявлен в России Годом народного искусства и нематериального духовного наследства народов РФ. А значит, у учителей-словесников есть особая возможность поговорить о традициях и культуре разных народов, ведь русская литература – это колоссальный сплав (и на языковом, и на сюжетном, и на национальном уровне) образов, тем, мотивов культур самых разных народов, населяющих территорию Российской Федерации.

 

Можно ли представить себе русскую литературу без описания цыганских нравов в стихотворениях и поэмах А.С.Пушкина, пьесах А.Н.Островского, ранних романтических рассказах Максима Горького, без рассказов о кавказских обычаях в творчестве А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, без творчества Расула Гамзатова и Мусы Джалиля, Нодара Думбадзе и Фазиля Искандера, Юрия Рытхэу и Чингиза Айтматова?

Сегодня мне хочется чуть подробнее остановиться на еврейской культуре и ее отражении в литературе. Еврейская культура одна из самых древних и интересных в мире. 11 ноября 2012 года в Москве был открыт Еврейский музей и центр толерантности, посвященный еврейской культуре и религиозной традиции, истории евреев в России. 4 июня 2019 года на территории музея и центра открыт памятник героям сопротивления в фашистских лагерях и еврейских гетто в годы Второй мировой войны. На церемонии открытия присутствовал Президент РФ В.В.Путин, говоривший о масштабности этого сопротивления на оккупированной нацистами советской территории. Погибли от 5 до 6 млн евреев. О таких героях сопротивления рассказал Г.Смоляр в книге «Мстители гетто» (Москва: ОГИЗ. Госиздательство «Дер Эмес», 1947). Он пишет о том, что братская помощь, великая дружба народов породили начало пассивного сопротивления. Минское гетто и желтые заплаты как символ принадлежности к гетто, клич смерти «Юден – капут!» и 7 партизанских отрядов, которые действовали на территории Минского гетто, – темы, болью отзывающиеся в еврейской литературе и культуре, ведь многие из лучших и героических сынов этого народа не дожили до великого Дня Победы. Оставшиеся в живых поклялись: «Если позабудем павших, пусть память о нас изгладится навеки!»

Наиболее сочно и ярко еврейский мир в курсе школьной литературы показан, конечно, в литературе ХХ века, в творчестве писателей так называемой южной школы (Ю.Олеши, В.Катаева, И.Ильфа и Е.Петрова, И.Бабеля). Например, на страницах «Кон­армии» или «Одесских рассказов» Исаака Бабеля (первоначальная фамилия – Бобель (1894-1940). «Конармия» – книга новелл, один из ярких примеров произведений литературы о Гражданской войне. Здесь используется характерная лексика: «у древней синагоги, у ее желтых и равнодушных стен», «благословен господь, благословен бог Израиля», пословицы и поговорки: «Правда всякую ноздрю щекочет». Интересно представлены общечеловеческие темы в рассказе Шолом-Алейхема, классика еврейской и мировой литературы (1859-1916), «Родительские радости» (его произведения не входят в школьную программу, но имя его знакомо любому культурному человеку наравне с именем Ходжи Насреддина и Козьмы Пруткова, так афористичны, полны мудрости и света его тексты): «Какая радость у меня на душе, когда, к примеру, наступает праздник Пурим, и все дети со всеми внуками собираются к трапезе. Я, слышите ли, не богач, но родительские радости отпущены мне, слава богу, щедрее, чем самому большому богачу в Касриловке».

Иудеи – древний народ, который свято чтит свои традиции. Упомянутый в рассказе Шолом-Алейхема праздник Пурим – веселый праздник с щедрым угощением. Песах – еврейская Пасха. Евреи пекут пресные лепешки или покупают в синагоге мацу. Ханука празднуется в ноябре – декабре, при этом зажигаются специальные свечи. Иом-кипур – святой праздник для евреев, когда они 25 часов постятся и молятся. В праздничную субботу никому нельзя работать, поэтому угощения готовятся в пятницу: это и фаршированная рыба, и кушанье из фасоли – цимес. Перед праздничным столом читаются молитвы. На кухне в еврейских домах обычно 2 раковины, в одной из них моют только кошерную посуду. А во время свадебной церемонии, например, молодоженов обязательно поднимают в воздух вместе со стульями и носят по кругу с песнями и поздравлениями.

Знание традиций и обычаев народа, знакомство с его культурным наследием – это дорога к более глубокому постижению художественного произведения, мы словно нажимаем на гиперссылку и открываем своим ученикам новые миры – миры культуры, скрытые за символами, образами, деталями, упомянутыми в тексте. Следующий год дарит нам все больше таких возможностей. Воспользуемся же ими!

Любовь СМОРОДИНСКАЯ, учитель русского языка и литературы школы №1231 имени В.Д.Поленова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте