search
main
0

“Я на трон любви ледяной взошла”

Чьи слова в заголовке? Скажете: Аллы Пугачевой, из хита, с которым в 2000 году она стала лауреатом конкурса “Песня года”? А кто автор, кто стал лауреатом вместе с примадонной российской эстрады? Не знаете? Но вы знакомы с ним. Гляньте наши публикации – бесед с Василием Лановым, Леонидом Агутиным, а в этом номере – с Федором Конюховым… Да, автор слов этой и других популярных песен, которые исполняют Алла Пугачева, Анна Резникова, а за ними и вся Россия, – постоянный автор “Военного образования”
Ирина Павлюткина. Может быть, единственный за всю историю конкурса “Песня года” журналист (причем военный – корреспондент газеты “Красная звезда”), ставший его лауреатом. А еще Ирина – один из организаторов объявляемого нынче конкурса авторской песни.
В 2000-м она, как в сказке, заснула золушкой, а проснулась принцессой на троне, созданном ее песенными строками…

– Ира, откуда пришла она – госпожа Удача?
-Чтобы она пожаловала, понадобился господин Случай. Я пришла брать интервью у композитора Вадима Лоткина – замечательного мелодиста и великолепного пианиста. Многие звезды отечественной эстрады исполняют его песни. Помните, Лариса Долина поет “Три белых розы”, “Певица и музыкант”?
Беседа получилась доверительной, перетекла в некую дружескую плоскость. Какую-то его мысль я дополнила строчками своих школьных стихов. Вадим неожиданно попросил: прочти все стихотворение. Удивилась. Прочитала. Он задумался и вдруг предложил мне написать стихи на его новую мелодию. Оказалось, эту и еще несколько песен он повезет показывать Алле Борисовне Пугачевой для ее нового диска. Тогда Вадим скрыл, что на эту же мелодию уже написал стихи известный поэт-песенник.
Честно говоря, сначала хотела отказаться. К нашей эстраде у меня отношение спокойное. К тому же моя “фишка” – авторская песня, со своей “особинкой”. А Вадиму нужен был другой жанр. И на чужую мелодию я тоже никогда не писала. Интереснее было под гитару сочинять на чужие стихи свою музыку. Но было любопытно попробовать. К тому же – Пугачева…
Вадим записал мелодию на кассету. Приехала домой, написала “Непогоду”.Позвонила Лоткину, с опаской прочитала. Ну, думаю, скажет – ерунда. А он: Ирка, ты написала хит! Не поверила. Даже когда известили: Алла Борисовна записывает песню…
– Лучик известности блеснул на презентации альбома? Как это было?
– Зазвали в модный ночной клуб. По таким заведениям я вообще-то не ходок. Там сплошной пафос, “распальцовка”, охрана крутая. Шоу-бизнес – как упругая стена: “не своих” отбрасывает, не подпускает. Думаю, может уйти? Ведь никого, кроме Лоткина и его жены, в этой светской тусовке не знала. Но был журналистский интерес: как проходят презентации дисков? Меня попросили представиться. Назвалась, мол, автор слов “Непогоды”. И отношение вдруг стало предупредительным, с явным любопытством, даже, быть может, с оттенком зависти.
Представьте, что почувствовала, увидев перед входом в клуб воплощение своих поэтических грез – трон изо льда! По первым строкам песни: “Я на трон любви ледяной взошла”. Подумала: для примадонны.
– А на него торжественно усадили вас. И Пугачева вызвала на сцену, расцеловала. Что она тогда сказала?
– Алла Борисовна заметила: “Очень понравились слова, словно сама написала”.
– А дальше?
– Дальше песня пошла гулять по России. И не только. После гастролей Пугачевой в Америке текст песни там даже перевели на английский: “Она взошла на трон, он был весь изо льда…”. “Коммерсантъ” писал, что в ближайшие два года “Непогоду” будут крутить везде, даже в “зоне”. Почему? Из-за слов: “Как же мне решиться совершить побег”.
Позвонили с “Мосфильма”. Музыкальный редактор картины Карена Шахназарова “Яды, или История всемирных отравлений” сообщил, что, по мнению режиссера, “Непогоду” надо включить в ткань фильма как знак времени. Очень удивилась, но посмотрела фильм и поняла, что в этом есть смысл.
– “Непогода”, по рейтингам прессы, радиостанций, более полугода была в двадцатке лучших. И продолжает звучать в эфире, по ТВ крутят клип. Вас же после “Песни года” в эстрадной среде прозвали: “Божий человек”. За что?
– Когда мы с сыном пришли в Кремлевский дворец, купила альбом, выпущенный к этому событию, и не нашла ни на диске, ни на кассете “своей” песни. Подумала: как же так? Вот диплом, подписанный Константином Эрнстом. А песни на диске нет? Поинтересовалась. Мне намекнули: это очень тонкие вопросы политики и финансов шоу-бизнеса, поэтому их лучше не задавать. Я и не задавала. В той среде принято активно, постоянно себя как-то “светить”, а я не люблю эту суету. Ненавижу напыщенность, эдакую ложную многозначительность. Не люблю и не хочу “соответствовать” надуманным канонам. В них мне просто не хочется вписываться. Наверное, поэтому Вадим Лодкин меня однажды спросил: знаешь, как тебя зовут в этой тусовке? И сам ответил: “Божий человек”. За то, что не рвусь к известности с “золотыми дождями” гонораров. И не так уж плохо, что меня приняли такой, как есть…
– Безразличен успех?
– Ну успех-то вышел с подтекстом. Постоянно коверкают имя, фамилию. То я – Павлюченко (в титрах клипа на ТВ), то Игорь Павлюткин. Убедилась, что интеллектуальная собственность авторов, артистов, увы, абсолютно не защищена. Только в моей коллекции штук десять “левых” кассет, дисков. Некоторые даже называются: “Непогода”. Одно приятно. Значит, песня на самом деле нравится людям, если на ней кто-то хорошо зарабатывает.
– Но вниманием композиторов, исполнителей не обойдены?
– Да, после “Песни года” обо мне узнали. Звонят с предложениями. Сотрудничаю не только с Лоткиным. С певицей и композитором Катей Семеновой есть совместная работа. С автором популярного хита про Борьку-бабника и других замечательных песен композитором Островским тоже. Он уже написал три песни на мои стихи. Еще две – очень хороший, по-моему, мелодист, самородок, кстати, друг Вадима Лоткина. С ним у нас очень тесное сотрудничество, потому что он пишет песни Караченцеву, а у меня есть “мужские” стихи, да и сам актер мной любим. Есть “завязки” и с группами, например “Комиссар”. У меня есть тексты и “рэповские”. От Дианы Гурцкой обращались, взяли тексты.
– А для Аллы Борисовны после “Непогоды” что-то писали?
– С этим все не так просто. Когда заключали договор о “Непогоде”, я, как военный журналист, была в командировке – в Чечне. Поэтому мы, как говорится, не были близко представлены и подписали договор заочно. Она просила Вадима привезти ей новые песни, предполагая, что я с ним сотрудничаю. Но мои тексты (и это очень грустно) до Пугачевой не доходят. Лоткин живет в Германии. Когда бывает в Москве, обычно Пугачева в отъезде. Естественно, отдает песни не только Алле Борисовне. По крайней мере еще на три моих стихотворения он написал музыку. Их поет Анна Резникова. Одна вышла в ее сольном альбоме “Навсегда”. Это романс “Окажется, черемуха цвела”. Еще две в работе.
– В вашем романсе есть слова: “Как трудно выйти в холод из тепла, но если знать, что ты кому-то нужен…”. Каждый хоть раз испытывал эти чувства, а выразили их в песне вы. Мне очень нравится этот романс. Почему он практически нигде не звучит?
– В альбоме Резниковой, куда он вошел, как мне сказали, собраны лучшие песни. Но он в “раскрутку” не попал. Может быть, из-за того, что романсы нынче не в моде. А ведь очень важно, как часто песня звучит по радио, ТВ. Хотя Аня очень любит ее петь, ей нравятся слова. И отзывы на романс замечательные, кассета тоже хорошо разошлась.
– В ваших песнях “Непогода”, “Окажется, черемуха цвела” звучит мотив одиночества, нерастраченной любви. Это заказ композитора, исполнителя, поэтический имидж или же личные переживания?
– Можно дать тему. Но как написать, например, о неразделенной любви? Если не прочувствовал, не пропустил сквозь себя – песня не получится. Одиноким можно быть и вдвоем, и в семье с многочисленной родней. Меня не назовешь одинокой. Очень много друзей, приятелей, просто знакомых. В любой компании могу быть своей. Если захочу. Но жизнь меня “штилем” не баловала. Какие-то строчки, наверное, выстрадала…
– Сочинительство очень индивидуально. Нашим читателям, пробующим силы в поэтических, песенных жанрах, интересно будет узнать: как пишете стихи, в чем таинство их рождения?
– Вспомните Окуджаву. Каждый пишет, как он дышит, не стараясь угодить. Так природа захотела…
А ведь и правда, так природа захотела. Иногда приходит на ум строчка, за ней, как ниточка за иголочкой, тянутся слова, появляются стежки. Надо лишь верно угадать первый стежок. У меня вообще такое ощущение, что я родилась с тем, что пишу. Строфы откуда-то постоянно появляются сами. Как? Бог их знает. Может, они – отзвук состояния души? И просто надо стремиться, чтобы душа жила разумными, добрыми, вечными истинами…
– Сакраментальный вопрос: о творческих планах.
– В поэзии? По плану? Поденщиком-ремесленником? Увольте. Не смогу. Так что главные творческие планы – просто жить. Во времени и пространстве, данных судьбой, ловя миг рождения строки.
А в журналистской работе нынче главное – участие в организации конкурса на лучшую авторскую песню, который будут проводить Студия военной авторской песни “На Фрунзенской”, газета “Красная звезда” и “Военное образование”.
– У многих авторов из наших читателей – суворовцев, кадетов, курсантов – нет такого опыта, как у старших песенников в погонах. Поэтому сомнений – с избытком. Не каждый юный автор отважится вынести свои песни на конкурс…
– Как же я их понимаю! Если откровенно, сколько себя помню, постоянно напевала какую-нибудь песенку, в которой все мое – и мелодия, и слова. Ясно помню это ощущение душевной гармонии. И тоже страшилась открыть кому-то этот хрупкий внутренний мир. Понадобилось много времени, чтобы одолеть эти страхи.
Поверьте, конкурс затеян именно для того, чтобы помочь пишущим стихи и песни “для себя”, поддержать их, чтобы участие в нем стало ступенькой творческого роста. Дерзайте без страха и сомнений!
– Значит, отныне у наших читателей среди организаторов конкурса есть свой человек?
– Договорились. Читатели “Военного образования” могут присылать заявки на участие в конкурсе, записи песен непосредственно мне. Самое доброе отношение гарантирую.

Беседовал Владимир АЛЕКСАНДРОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте