search
main
0

Я – мультипликатор. А я – судебный криминалист

Решаем сами

Как правило, низкая учебная мотивация у школьников сочетается с отсутствием профессионального самоопределения. Эти дети не видят связи между знаниями, которые они получают на уроках, и степенью успешности в их будущей жизни. В этом частая причина того, что на уроке они пассивны, не заинтересованы в получении знаний. Одновременно семья тоже далеко не всегда может помочь с выбором будущей профессии. Однако все дети должны получить аттестат об основном общем образовании, выбрать форму дальнейшего обучения.

 

Я не утверждаю, что профессиональное самоопределение не нужно хорошистам и отличникам. Но, как правило, такие дети собираются идти в 10‑й класс и в рамках профильного обучения могут профессионально сориентироваться.

Я решила провести работу по профессиональному самоопределению учащихся 8-9‑х классов, используя метод ученических исследовательских и проектных работ.

Почему я выбрала такой механизм для профессионального самоопределения школьников? Обычно в проектной деятельности участвуют мотивированные дети, те, кто учится на «4» и «5», участвует в олимпиадах и других конкурсах. А дети, испытывающие трудности в учебе, как правило, не привлекаются к публичным выступлениям, участию в конкурсах. Понятно, что их выступления на конкурсах проектных работ не обязательно будут яркими, терпения и времени от учителя для работы с проектами таких детей понадобится много. Но привлечь слабо мотивированных детей к проектной деятельности особенно важно.

Ребенок испытает радость от ощущения успеха, ведь он выступит перед одноклассниками, перед членами жюри, получит похвалу, грамоту, удовлетворение от того, что что-то узнал, понял, чему-то научился. Но самый главный личностный результат для ребенка в том, что с помощью проектной или исследовательской работы по теме, связанной с профессиональным самоопределением, он может найти информацию о предполагаемой профессии, проанализировать преимущества и трудности профессии, узнать, насколько востребована профессия и, наконец, где, в каком учебном заведении, можно эту профессию получить.

Была создана система классных часов, рассчитанная на два учебных года. Первые три классных часа представляли собой групповые проекты некоторых восьмиклассников, они знакомили одноклассников с группами профессий, психологическим и социальным аспектами профессионального самоопределения, проводили викторины и тесты по теме профессионального самоопределения. Так возникли три групповых ученических практико-ориентированных проекта. Эти проекты дети в феврале представили на уровне школы, а один из них – на окружном конкурсе проектных и исследовательских работ «Отражение».

После этого у некоторых ребят возникло желание сделать подобную работу в группе. Но я предложила выбрать темы для индивидуальной работы. Было проведено занятие, на котором дети узнали разницу между исследовательской работой и практико-ориентированным проектом, ознакомились со структурой работы, правилами оформления, регламентом выступления. Дальше началась индивидуальная работа с каждым учеником по выбранной им теме. Все темы касались профессионального самоопределения.

Здесь я отмечу некоторые темы, работа над которыми оказалась наиболее удачной: «Я – учитель истории», «Я – водитель грузового автотранспорта», «Я – работник МЧС», «Я – художник-мультипликатор», «Я – редактор журнала», «Я – школьный психолог», «Я – тренер футбольной команды», «Я – блогер», «Я – менеджер», «Я – судебный криминалист».

Среди работ были как исследования, так и практико-ориентированные проекты. Мальчик, который захотел попробовать себя в роли учителя, разработал урок, провел его, что привело к созданию практико-ориентированного проекта. Другой собрал всю возможную информацию о работе водителя, проанализировал особенности этой работы, представил информационный проект с элементами исследования.

Все учащиеся выполнили работу, итогом которой стало публичное выступление, сопровождавшееся презентацией и ответами на вопросы. После окончания 9‑го класса те дети, которые выбрали обучение в колледже, не испытывали сомнений и колебаний в выборе учебного заведения.

Ирина МАЛЫХИНА, учитель истории и обществознания школы №1598

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте