search
main
0

Я – москвич. Так должен думать столичный житель, независимо от национальности

На «круглом столе», посвященном межнациональному согласию, присутствовала начальник Управления образования Центрального округа Вера ЛОПАТИНА. В округе ведется огромная работа по решению проблемы национальной нетерпимости. Именно образование в условиях многонационального города стало рассматриваться в качестве одного из естественных механизмов поддержания гражданского мира в обществе, гармонизации межэтнических отношений. Школа – место, где ребенок приобщается не только к традиционной российской культуре, но и знакомится с многообразием сосуществующих в столице и в обществе этнических культур.

– Вера Ивановна, какова ситуация, сложившаяся в межкультурных коммуникациях и образовании сегодня?

– В образовательных учреждениях многонационального Центрального округа обучаются и воспитываются более 90000 детей. Определение их национального состава вопрос непростой. Сегодня самоидентифицировано 50 национальностей. На территории округа расположено более 60 посольств иностранных государств дальнего зарубежья и представительств регионов РФ. Важной проблемой сегодня стало вхождение детей-мигрантов в новую социокультурную среду Москвы. По данным на 2006 год, в Центральном округе обучаются 2664 детей-мигрантов. Для сравнения: в 2000-м их было 397, в 2005-м – 1216. В некоторых общеобразовательных учреждениях их доля превышает 20 процентов от общего количества обучающихся в школе. Общеизвестно, что для мигрантов из стран ближнего зарубежья характерно дисперсное, то есть компактное, расселение. Есть районы, где живут азербайджанцы, грузины, татары, чеченцы, есть районы, где состав мигрантов весьма пестрый.

– Как же обучить все эти диаспоры так, чтобы не задеть их национальное самосознание и при этом приобщить к культуре страны, ставшей их домом?

– Школы и учреждения с этнокультурным компонентом образования решают три основные задачи: обучение детей разных национальностей государственному русскому языку; повышение уровня их социокультурной адаптированности к российскому (московскому) обществу и формирование у них российской, московской идентичности, осознание своего «я» на уровне понимания «Я – москвич». С одной стороны, решение этих задач обеспечивает право любого ребенка независимо от национальных и конфессиональных признаков на получение образования. С другой стороны, эти задачи рассматриваются нами в контексте реализации концепции «образования для устойчивого развития». В докладе Госсовета РФ «О развитии образования в РФ» 2006 года подчеркивается, что конкурентоспособность любой страны мира в ближайшее десятилетие будет определяться ее способностью интегрироваться в глобальное мировое социально-экономическое пространство. Создание и применение новых знаний становится основным источником роста национальных экономик и качества жизни большого количества людей. Задача обеспечения устойчивого развития и конкурентоспособности нашей страны требует решения вопросов о соответствии образовательной системы мировым тенденциям.

С конца 80-х в Центральном округе развивается сеть дошкольных и школьных образовательных учреждений с этнокультурным компонентом образования. Начало этому развитию положено в 1988 году, когда в реабилитационном центре для детей, пострадавших от землетрясения в Армении и находившихся на лечении в Москве, была открыта воскресная школа, где изучались язык, история и культура народа.

В настоящее время образовательные учреждения с этнокультурным компонентом можно разделить на несколько групп:

Во-первых, это учреждения с многонациональным составом обучающихся, где учатся армяне, абхазы, буряты, аварцы, грузины, тувинцы, татары, башкиры, чеченцы. Здесь реализуется поликультурное образование. Иллюстрацией, как это возможно на практике, служит школа №1650. Во-вторых, учреждения, в которых обучаются преимущественно дети одной национальности: школы №№1871, 1621 с еврейским, 1247 с литовским компонентами образования. Учреждения, где соседствуют два компонента: грузинский и азербайджанский – школа №1331. Наконец, в-третьих, культурно-образовательные центры: польский – в школе №112, украинский – в 124-й, японский – в 1239-й.

В этих учреждениях реализуются программы, в том числе авторские и экспериментальные, основного и дополнительного образования: изучение русского языка как иностранного, народоведение, этнология, этнопсихология, национального фольклора, краеведения, организации этноэкспедиций, клубов межнационального общения.

Особенность этнообразования, этнокультуры заключается в идее «единства в многообразии», уникальности культуры каждого народа и их многовекового развития в рамках единого российского социума и государства, формирования межкультурной компетентности, взаимной толерантности всех участников образовательного процесса, воспитания личностных установок культуры мира и межнационального согласия.

Свою задачу в этом направлении управление образования видит не в увеличении количества образовательных учреждений с этнокультурным компонентом, а в расширении системы дополнительного образования, открытии поликультурных центров, организации факультативов, форумов, фестивалей с максимальным охватом детей, педагогов, родителей.

– Готовы ли московские учителя к многонациональному составу своих классов?

– Распространение опыта поликультурной школы №1650 актуально для любого образовательного учреждения округа. Проведение семинаров по этнопсихологии на базе 1650-й – шаг на пути к пониманию ребенка иной национальности для педагога. Не секрет, часть наших педагогов не отличаются толерантным поведением в отношении таких детей.

Сегодня администрация, педагогические коллективы нуждаются в серьезном психолого-педагогическом сопровождении, повышении уровня психологической и правовой подготовки для решения вопросов, связанных с этнокультурной ситуацией, восприятием культурных различий, этническими и конфессиональными особенностями поведения.

В педагогике есть образовательная технология диалога культур (заимствований и взаимопроникновения культур разных народов и эпох). Это гуманитарная и гуманистическая составляющая всех учебных предметов, начиная с математики, языка и заканчивая областью знаний «Обществознание». Почти каждый учитель знаком с ней. Однако правильная и своевременная расстановка акцентов – часть поликультурного просвещения, направленного на знакомство с культурами и традициями разных народов.

Перед окружным методическим центром мы поставили задачу поддержки учителя, работающего в многонациональных классах – моделирования уроков по истории. Литературе тех разделов программ, на которые еще 5-10 лет назад учитель оставлял время «на потом». Речь идет о разделах истории «Развитие национальных окраин России прошлых веков», «Культура народов Российской империи».

– Насколько широко вовлечены дети в общение друг с другом?

– Не следует забывать о массовых формах: этнографических экспедициях, конференциях, форумах, дискуссионных клубах, фестивалях национальных культур. В наших школах накоплен большой опыт в проведении таких мероприятий: участие в Международном форуме пушкинских школ, праздник славянской письменности, фестиваль национальных культур в международном лагере «Дружба», который открывает Центральный округ каждый год.

– А что делать в обычной московской школе ребенку, который ни слова не знает по-русски?

– Решению задачи создания в столице, в каждом округе эффективной системы подготовки и интеграции детей мигрантов способствуют созданные школы русского языка. Такое структурное подразделение с 1 сентября 2006 года работает в школе-новостройке №342 и включает три крупных блока: обучение русскому языку детей, не говорящих на нем, культурно-правовое обучение, социально-психологическая поддержка образовательного и воспитательного процесса. Дети, прошедшие годичный курс культурно-языковой адаптации в школе русского языка, продолжат обучение в общеобразовательной школе по их выбору. Сегодня педагоги этого структурного подразделения прошли обучение в Московском институте открытого образования. Центр международных образовательных программ разработал тесты для определения стартового уровня владения русским языком. Составлен учебный план занятий. Вместе с тем работа только началась, необходимы учебно-методические комплексы для таких детей, серьезная работа с родителями, мониторинг учебных и социальных достижений детей, посещающих школу русского языка. Все это возможно решить, только основываясь на программно-целевом подходе к поставленным задачам.

– Значит, существует специальный нормативный документ, на основании которого осуществляется взаимное обогащение культурами?

– В окружной программе развития образования на 2005 – 2007 год «Образование как технология социокультурного развития округа: формирование человеческого капитала» есть раздел «Культура диалога в столичном мегаполисе: межпоколенное, межэтническое, межкультурное и межцивилизационное общение». Он предусматривает реализацию проектов по развитию поликультурного образования, развитию фестивального движения национальных культур, музейно-выставочной программы «Межэтническое взаимодействие и величие России», этнокультурных образовательных экспедиций, международных лагерей с целью создания средствами образования сред позитивного творческого взаимодействия между детьми разных национальностей Центрального административного округа.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте